Развитие ребенка: физическое, сексуальность, интеллектуальное и эмоциональное развитие, психосоциальные нарушения, медицинские проблемы

Развитие эмоций детей с нарушениями интеллектуального развития
учебно-методический материал по теме

Этот материал может быть полезен всем, кто работает с детьми инвалидами, с детьми, имеющими как легкую, так и умеренную степень умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
publikatsiya.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

Этот материал может быть полезен всем, кто работает с детьми инвалидами, с детьми, имеющими как легкую, так и умеренную степень умственной отсталости.

педагог-психолог высшей категории ГКОУ РО

детского дома «Аревик» с. Чалтырь, Ростовской обл.

Развитие эмоций детей с нарушениями интеллектуального развития

Внимание к проблемам интеллектуальной недостаточности вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

К интеллектуальной недостаточности мы относим все формы умственной отсталости.

«Умственная отсталость» – термин, который в настоящее время рекомендован международной классификацией (МКБ-10). Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Эмоции – это реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

Эмоции мотивируют, организуют, направляют восприятие, мышление, действия.

Эмоции составляют первичную мотивационную систему человека.

Особенности эмоционального развития детей с интеллектуальной недостаточностью

Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Эмоции умственно отсталых детей недостаточно дифференцированы, т.е. тонкие оттенки эмоций и чувств им недоступны, они могут испытывать только удовольствие или неудовольствие (радость – горе, т.е. полярность эмоций). Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т.п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Эмоции лиц с интеллектуальной недостаточностью часто бывают неадекватными, непропорциональными воздействиям внешнего мира по своей динамике, т.е. у одних наблюдается чрезмерная легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественному поводу. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния – эйфория, дисфория, апатия).

Эмоции – это дополнительный полигон, на котором расположены скрытые резервы компенсации любого дефекта или отклонения.

Эмоциональное развитие включает скрытые резервы компенсации любого дефекта или отклонения.

Эмоции – это основной способ организации ощущений ребенка

Этапы развития эмоций или элементарного чувствования ребенка:

  • Элементарные чувствования как проявление органической аффективной чувствительности, служащие основой для формирования сложных чувств, эмоций;
  • Разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;
  • Обобщенные мировоззренческие чувства, которые и составляют эмоциональный мир личности.

Ощущения являются первоисточником эмоциональной жизни наших воспитанников.

Первый уровень развития эмоций – это уровень органической аффективной чувствительности, который непосредственно связан с работой анализаторов, с ощущениями и восприятием ребенка.

Цель первого этапа: научить ребенка соотносить воспринятый сигнал и реакцию в организме.

Таким образом, развитие эмоций нашего ребенка начинается с развития его ощущений. В качестве основных видов ощущений различают:

  • Кожные ощущения (прикосновения, давления);
  • Осязание и обоняние;
  • Зрительные и слуховые ощущения;
  • Ощущения положения и движения;
  • Органические ощущения (голод, жажда, боль, половые ощущения и т.д.)

Развитие ощущений включает в себя два блока:

  1. Игры, направленные на расширение представлений об окружающем мире, при помощи глаз, рук, кожи.
  2. Игры и упражнения по развитию способности воспринимать: глазами, рукой, кожей, носом.

Цель второго этапа : развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, а также овладеть навыками управления своими эмоциями.

Последовательность построения занятий по развитию эмоций:

  • Учить фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций (самого педагога);
  • Уметь воспроизводить увиденную эмоцию;
  • Назвать и подобрать картинку с изображением героя, соответствующего эмоциональному состоянию изображенного персонажа;
  • Повторно воспроизводить эмоции в заданных ситуациях и упражнениях.

И еще одна очень важная задача – учить детей регулировать свои поведенческие реакции на основе развития эмпатии (способности понять и принять другого). С этой целью в занятия включаются ситуации из жизни детей: обычный дележ игрушек, ссоры на прогулке, желание отнять игрушку у другого и т.п. В упражнения включается обмен ролями партнеров по ситуации: Тебя обидели… Ты обидел… Тебе больно.… Другому больно…Тебе страшно… Другому страшно.

В ходе этих упражнений отрабатываются модели общения, способы оценки своих эмоций и эмоций другого; приобретается опыт адекватного эмоционального реагирования на основе установления эмоционального контакта и регуляции общения.

Заключительная часть занятия направлена на и закрепление полученных образов, их воспроизведение детьми в различных вариантах. Наиболее эффективной организацией этого этапа является постановка детей в ситуацию выбора адекватной реакции: удивление – исчезла игрушка, все игрушки на месте; радость – под платком в пустой клетке оказались птички, – под платком в пустой клетке как никого не было, так и нет и т.п. проблема выбора стимулирует эмоциональную активность детей, которая выступает в роли индикатора успешности (не успешности) овладения коммуникативными моделями поведения.

Добиться полного осознания нашими детьми своих ощущений невозможно. Но развить умение сосредоточить внимание на каком-то одном ощущении, научить способности адекватно выразить свое состояние соответствующим способом – мы можем. И это далеко не полный перечень тех навыков и умений, который могут осилить дети в результате наших занятий.

Игровой сеанс «Азбука эмоций»

для детей с интеллектуальной недостаточностью

  1. Закрепление и обобщение знаний детей об эмоциях радости, злости, страха, грусти, удивления.
  2. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
  3. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершённое действие или поступок.

Материал и оборудование: ноутбук, презентация «Азбука эмоций», зеркало, набор (глаза, брови, рот, нос) на клеевой основе, подушка, маска волка, большой «волшебный» платок.

Музыкальное сопровождение: музыкальные отрывки с различным характером (Э. Григ «Утро», «В пещере горного короля»), песня «Дружба» («Барбарики»).

Количество детей в группе: 4-5.

Длительность: 20-25 минут.

Дети, стоя в кругу, передают желтый клубочек («сыночек солнышка») и называют друг друга ласково по имени.

2.Психолог: Сегодня мы поговорим об эмоциях ( показывает слайд) Посмотрите на лицо этого человека (Показывается пиктограмма “Радость” на слайде). Как вы думаете, какое лицо у этого человека? (Ответы детей). Да, радостное. А как вы догадались? (Ответы детей). Да, правильно. Молодцы. Когда у нас радостное лицо, то мы широко улыбаемся, Глаза у нас становятся узенькими, они прищуриваются. Давайте попробуем изобразить радость на своём лице.

3. Упражнение “ИЗОБРАЗИ РАДОСТЬ”.

Все участники сидят в кругу. У психолога в руках зеркало. Он изображает на лице радость и смотрит на себя в зеркало. Дети наблюдают за ним. Затем психолог передает зеркало детям, и они выполняют упражнение друг за другом.

Психолог: Давайте поиграем в игру “СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК”

4.Упражнение “СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК”.

– Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их.
– Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке
– Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги.
– Он забрался на живот – погладь животик.
– Солнечный зайчик не озорник. Он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу.

Психолог: Какое настроение у вас стало после выполнения этого упражнения? (Ответы детей)

  1. Психолог: (Демонстрирует пиктограмму “Злость”) Посмотрите на лицо на слайде. Какое чувство испытывает человек, изображённый на картинке? (Ответы детей). Посмотрите на выражение его лица. Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз?
  1. Коллективная работа «Составь злое лицо»

Ребята, а какого цвета бывает злость? Давайте мы попробуем собрать злое лицо из элементов (глаза, рот, брови, нос).

  1. Упражнение «Что мы делаем, когда злимся?»

Психолог беседует с детьми: «А вы когда-нибудь злитесь? Что вы делаете, когда злитесь? А знаете, как можно злиться, чтобы окружающим не было плохо?» (дети вместе с психологом обсуждают такие способы: громко топать ногами, колотить подушку, комкать и рвать бумагу)

Дети вместе со взрослым колотят подушку со злым выражением «лица» со словами «Уходи, злость!»

  1. Психолог демонстрирует пиктограмму “Страх”. Посмотрите на слайд. Кто изображён на нём. Какое у него настроение? (Проходит обсуждение).

Из числа игроков выбирается водящий – волк, остальные зайцы. Когда волк засыпает, зайцы потихоньку выходят на прогулку, но заслышав шаги, волк набрасывается на зайцев, ловит их.
После окончания игры, проходит обсуждение: какие эмоции испытывают игроки, побывавшие в роли зайцев. Было ли им страшно?

  1. При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в данный момент. Сейчас мы узнаем, можете ли вы это делать, а для этого заглянём в волшебный теремок, в котором живут герои разных сказок (слайд с теремком)

Посмотрите на это окно. Какое лицо на нем нарисовано? Какой герой живёт в теремке? (Ответы детей)

– Правильно! Молодцы, вы хорошо умеете определять эмоциональное состояние других.

Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей).Давайте поиграем в сказку, только для этого вам нужно превратиться в маленьких цыплят, а я буду вашей мамой-курицей ( психолог вместе с детьми садится на пол и накрывает всех «волшебным платком»).

Раз, два, три, четыре, пять! Будем мы в цыплят играть.

Желтые, хорошие, на солнышко похожие.

Долго-долго мама-наседка высиживала своих цыплят. И вот скорлупки начали трескаться, и цыплята стали появляться на свет.

Первый цыплёнок очень удивился:

Как просторно вокруг, а в скорлупке так тесно.

Ребенок изображает это соответствующей мимикой: брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты (удивление).

Психолог: Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел появиться на свет первым, но его опередили.

Ребенок передает это состояние: брови сведены к носу, глаза прищурены, рот закрыт, губы сжаты.

Психолог: Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в скорлупке, а тут всюду опасность.

Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сведены к носу, глаза и уголки рта опущены вниз.

Психолог: Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный мир вокруг!»

Ребенок повторяет слова: «Какой чудесный мир вокруг!» — улыбается и смеется.

Психолог : Пятый цыпленок очень испугался, когда треснула скорлупка. Ему стало очень страшно, потому что он не знал, что будет дальше.

Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови приподняты, сведены к переносице, глаза очень широко открыты, он дрожит от испуга.

Психолог: Мои хорошенькие цыплятки, я так рада видеть вас (улыбается, гладит их по головке). Вы все такие разные, но я всех вас очень люблю: и грустных, и весёлых, и удивлённых, и тех, кто боится ( в оспитатель накрывает детей платком).

Раз, два, три, четыре, пять! Поиграли мы в цыплят.

И сейчас хотим опять превратиться мы в ребят.

  1. Ритуал окончания занятия.

Интеллектуальные нарушения у детей

Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления. Диагностика проводится психиатром, неврологом, психологом. Состоит из клинической беседы, наблюдения, патопсихологических проб. Дополнительно могут назначаться инструментальные исследования головного мозга. План лечения составляется индивидуально, предполагает фармакотерапию, психокоррекцию и социальную реабилитацию.

Общие сведения

Интеллект является сложным понятием, включающим способности к накоплению опыта и знаний, умение применять их для решения задач, адаптации. Предпосылками развития интеллекта являются когнитивные функции – внимание, память, пространственное восприятие, мышление, а также психофизиологические особенности – работоспособность, инициативность, познавательный интерес. Интеллектуальные нарушения – качественные и количественные отклонения развития умственных способностей. Они могут являться центральным симптомом заболевания (олигофрения, деменция, ЗПР) либо одним из вторичных (эпилепсия, шизофрения, эндокринопатии). Точных данных о распространенности нарушений интеллекта нет, достоверно чаще они выявляются среди сельского населения, что объясняется более простыми условиями жизни, требующими меньших усилий для адаптации.

Причины интеллектуальных нарушений у детей

Интеллектуальная неполноценность развивается в результате негативного влияния эндогенных и экзогенных факторов. Чем более интенсивным и ранним было воздействие, тем более серьезные нарушения определяются у ребенка. Выделяют следующие группы причин:

  • Генетические изменения. Отклонения в интеллектуальном развитии определяются при хромосомных аномалиях – при трисомиях (синдром Дауна), делециях хромосом, однородительских дисомиях; при дисфункциях отдельных генов (аутизм, синдром Ретта).
  • Перинатальное поражение ЦНС. Негативное влияние оказывает гипоксия, вызванная заболеваниями матери (сердечно-сосудистые, эндокринные патологии, болезни почек, печени), несовместимость беременной и плода по резус-фактору, системе AB0, внутриутробные инфекции, интоксикации, радиационное облучение, сильные эмоциональные стрессы при беременности, недоношенность.
  • Натальное повреждение ЦНС.Осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией, кровопотерями, травмами плода способны привести к органическим и функциональным нарушениям мозга.
  • Постнатальное поражение нервной системы. Интеллектуальные нарушения различной степени тяжести развиваются при нейроинфекциях (энцефалитах, менингитах), эпилепсии, тяжелых эндокринных, аутоиммунных заболеваниях, интоксикациях, черепно-мозговых травмах, дистрофиях, после клинической смерти.
  • Психические, неврологические расстройства. Интеллектуальные расстройства возникают на фоне поведенческих, эмоциональных, волевых дефектов, патологий анализаторных систем.
  • Социальные факторы. Отклонения интеллектуального развития выявляются при дисгармоничных семейных отношениях, асоциальном образе жизни родителей, педагогической запущенности детей, длительном пребывании в стационарах.

Патогенез

Патогенетическую основу интеллектуальных нарушений у детей составляют энцефалопатические и церебрастенические изменения ЦНС, психосоциальные условия развития. Функциональные, органические отклонения работы мозга по этиологии могут быть гипоксическими, травматическими, токсико-метаболическими, инфекционными. Они проявляются возбуждением либо угнетением активности ЦНС, симптомами внутричерепной гипертензии, судорожным синдромом, дисфункцией стволовых отделов мозга, недостаточностью корково-подкорковых взаимодействий, локальным поражением отдельных областей коры. Выраженность интеллектуального дефекта, его тотальность или парциальность, возможность компенсации определяются психологическими особенностями ребенка, социальными условиями.

Классификация

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:

  • Задержка психического развития. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций.
  • Умственная отсталость. Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность), умеренную (имбецильность), тяжелую (идиотию).
  • Деменция. Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций.

Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, речевых патологиях.

Симптомы интеллектуальных нарушений у детей

Клиническая картина нарушений интеллекта разнообразна. Симптомы следует рассматривать в соответствии с классификацией: при количественных изменениях отмечается снижение обучаемости, трудности/невозможность самообслуживания, при качественных – снижение интеллекта сочетается с мозаичностью, парциальностью развития отдельных функций.

Задержка психического развития. Уровень интеллекта ниже среднего, достигает пограничных с умственной отсталостью показателей. Выделяют два варианта клинической картины. Если познавательная деятельность нарушена из-за недостаточного развития эмоционально-волевой сферы, на первый план выходит отсутствие интереса к познавательной деятельности: дети подвижны, импульсивны, предпочитают простые игры. Творческими, учебными занятиями не увлекаются, их трудно организовать, побудить к чтению, рисованию. Второй вариант – недостаточное формирование предпосылок интеллекта (памяти, работоспособности, внимания). Дети безынициативны, несамостоятельны, излишне активны либо пассивны, быстро утомляются, работают в медленном темпе (признаки церебрастении).

Дебильность. Характеризуется примитивностью мышления, его привязанностью к конкретным, наглядным ситуациям, недостаточной дифференцированностью эмоций, слабостью волевых побуждений. Больные позже осваивают навыки самообслуживания, способны самостоятельно одеться, выполнить гигиенические процедуры. По специальной учебной программе овладевают письмом, чтением, счетом. Подростки осваивают простые рабочие профессии.

Имбецильность. Мышление замедленное, тугоподвижное, опыт перенимается с трудом. Интеллектуально-мнестические функции снижены. Социальное взаимодействие ограничено, овладение учебными навыками невозможно. Дети с запозданием осваивают самообслуживание, простую домашнюю работу.

Идиотия. Характеризуется отсутствием речи, способности устанавливать продуктивный контакт с окружающими (исключение – единичные выполнения простых команд). Часто имеются сопутствующие неврологические патологии, заболевания внутренних органов. Подвижность ограничена, самообслуживание недоступно.

Поврежденное и дефицитарное развитие. Неравномерность интеллектуальных нарушений объясняется мозаичностью поражения ЦНС: одни функции развиты и продолжают формироваться в нормальном темпе, другие замедляются (зависит от локализации поражения – речь, пространственное, слухоречевое восприятие, запоминание). Сложные иерархические связи распадаются, развивается интеллектуальное отставание. Дефицитарное развитие приводит к интеллектуальным нарушениям на базе первичного дефекта – патологии анализатора (слуха, зрения), двигательного аппарата.

Искаженное и дисгармоничное развитие. Обуславливается текущим патологическим процессом, нарушающим равномерное развитие функций. У детей хорошо развиты вербальные интеллектуальные функции, но адаптация осложняется трудностью усвоения, понимания социальных правил. Либо ребенок обладает уникальными математическими способностями, но бытовые навыки даются тяжело.

Осложнения

При отсутствии педагогической, медицинской и психологической помощи интеллектуальные нарушения у детей осложняются социальной дезадаптацией, психопатоподобными расстройствами. Пациенты становятся неспособными посещать групповые занятия: проявляют агрессию, импульсивны, расторможены либо безынициативны, утомляемы, апатичны. При тяжелых формах интеллектуальной патологии развивается полная зависимость от родителей, больные постоянно нуждаются в помощи со стороны. Без врачебного контроля выше риск развития и прогрессирования сопутствующих соматических, в том числе неврологических заболеваний.

Диагностика

Интеллектуальные нарушения у детей определяются врачом-психиатром. Дополнительно в процесс диагностики вовлекается клинический психолог, невролог. При обследовании применяются следующие методы:

  • Клинические.Психиатр в ходе беседы определяет симптоматику нарушения, возможные причины, уровень дезадаптации ребенка, сформированность бытовых навыков. Разговаривая с пациентом, специалист оценивает запас слов, уровень общей осведомленности, умение решать логические задачи, способность абстрагироваться. Одновременно наблюдает за эмоциональными реакциями, особенностями поведения, продуктивностью контакта.
  • Патопсихологические. Психолог проводит комплексное обследование, центральное место в котором занимают тесты на интеллект. Наиболее распространенной является методика Векслера, состоящая из двух частей – вербальной и невербальной. Каждая представлена несколькими субтестами, направленными на определение различных компонентов интеллекта (ориентации в бытовых и социальных ситуациях, словарного запаса, пространственного и образного мышления и др.). Дополнительно выполняются пробы на внимание, механическую и смысловую память, сформированность аналитико-синтетической, абстрактно-логической функции мышления.

При постановке диагноза врач учитывает данные инструментальных обследований мозга (ЭЭГ, МРТ, КТ), заключения узких специалистов (невролога, эндокринолога, аудиолога, окулиста), характеристики педагогов. Нарушения интеллекта у детей необходимо дифференцировать от нормального развития в специфических условиях. Пример: дети малочисленных народов, других культур хорошо адаптированы к своим условиям проживания, обучаемы, имеют достаточный запас знаний, но затрудняются при решении повседневных задач жителей больших городов.

Лечение интеллектуальных нарушений у детей

Лечение нарушений интеллекта направлено на устранение причин обратимого характера, обеспечение поддержки и симптоматической терапии при стойкой врожденной патологии. Показаны следующие виды медико-психологической и педагогической помощи:

  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются с учетом этиологии интеллектуального нарушения. При органических поражениях мозга назначаются корректоры мозгового кровообращения, ноотропы, психостимуляторы; при заболеваниях эндокринной системы – гормональные средства; при психотических расстройствах – нейролептики; при эмоциональных и поведенческих отклонениях – седативные препараты, транквилизаторы.
  • Психокоррекция. Занятия проводятся психологами, олигофренопедагогами, дефектологами. Цель определяется глубиной интеллектуального нарушения, обучаемостью ребенка. Легкие формы удается скорректировать более тщательной проработкой отстающих функций. При стойких отклонениях, снижении обучаемости применяются специальные программы, нацеленные на развитие практических, повседневных навыков, способствующих адаптации.
  • Реабилитация. При легких нарушениях дети вовлекаются в учебную, спортивную, творческую деятельность в школах и учреждениях дополнительного образования. Стойкие отклонения требуют направления в специальные школы. Для предупреждения социальной, трудовой дезадаптации разрабатываются индивидуальные программы реабилитации.

Прогноз и профилактика

Прогноз интеллектуальных нарушений у детей определяется их обратимостью и глубиной. ЗПР хорошо поддается лечению, большинство детей при помощи специалистов способны «догнать» сверстников, обучаться в обычных школах. При умственной отсталости важна корректировка целей, лечение и обучение направлено на освоение практических навыков, социальную адаптацию. Чем легче форма олигофрении, тем благоприятнее прогноз. Исход качественных нарушений интеллекта определяется тяжестью, прогнозом основного заболевания. Профилактика интеллектуальных нарушений включает своевременное выявление генетических патологий, минимизацию рисков перинатальных, натальных и постнатальных неблагоприятных воздействий, создание условий для всестороннего развития ребенка.

Эмоциональное и интеллектуальное развитие детей

Для детей дошкольного возраста характерна, так называемая, «эмоциональная заражаемость» — ребенок легко перенимает и усваивает эмоции окружающих его людей. Поэтому для родителей очень важно следить за своими эмоциями и внимательно относиться к эмоциям ребёнка.

В этот период у ребёнка начинает формироваться умение разбираться в собственных и чужих эмоциях. Если эмоциональная сфера ребенка в такой важный период не получает достаточного развития, то в будущем это может обернуться поиском эмоциональных стимуляторов (наркотики), сильной эмоциональной зависимостью от других людей (различные группировки или секты), а также склонностью к депрессиям и апатии.

Всем родителям, желающим обеспечить своему ребёнку достаточное интеллектуальное развитие, необходимо знать, что для полноценного развития интеллекта необходимо правильное развитие эмоциональной сферы, особенно познавательных эмоций: удивление, любопытство, любознательность, стремление нечто понять; чувство недоумения; чувство ясности или смутности мысли; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины. Познавательные эмоции могут возникнуть при соприкосновении с новым, неизведанным явлением окружающей действительности. Они стимулируют познавательный процесс, помогают ребенку выработать собственное отношение к миру, развивают творческие способности.

Что же происходит, если ребенка в раннем возрасте начинают обучать?

Он получает готовые сведения, которые должен обрабатывать логическим, а не опытным путем. Но мышление ребенка образное, он еще не способен к анализу. То есть, взрослый передает ребенку готовое отношение к окружающему миру, переработанную информацию. Этот способ не затрагивает ни одну из познавательных эмоций, а значит, интеллектуальная работа сведена к нулю. Интеллектуальная деятельность ребенка протекает только при условии высоких эмоциональных познавательных переживаний.

Для дошкольного возраста идеальным путем развития интеллектуальных способностей является игра, особенно сюжетно-ролевая, а также любая творческая деятельность, направленная на создание нового. Обучение не является такой деятельностью. Родители, стремящиеся как можно раньше обучить ребенка, только тормозят развитие интеллекта. Разумеется, на первых порах такой ребенок будет производить впечатление «умника» — столько знает, в таком раннем возрасте уже пишет-считает-читает и прочее! Но результат проявится спустя несколько лет, когда при обучении, например, в старших классах, вдруг окажется, что ребенок не способен к вариативности мышления, лишен креативного подхода, не умеет самостоятельно искать решения проблемы. Но главное – у него воспитывается отвращение к учебной деятельности и процессу познания, потому что познавательные эмоции оставались без дела в тот самый период, когда на них зиждется будущее интеллекта.

Знание геометрических фигур в два года и как по-английски будет «стол» не имеют ничего общего с развитием интеллекта. Интеллект, способность неординарно мыслить, развиваются именно в игре. Слишком раннее и интенсивное обучение только губит мышление, задавая ему готовые рамки и шаблоны. К тому же, невозможно только ПОЛУЧАТЬ информацию, ее необходимо перерабатывать, и чем дольше и тщательнее, тем лучше для развития.

Разумные родители никогда не будут принуждать ребенка-дошкольника, заставляя его учить что бы то ни было: цвета, буквы, цифры, геометрические фигуры.

Что касается, яслей или садика. то у ребенка выбор практически отсутствует: пришло время занятий, и все рисуют, или считают, или играют в кубики. Но воспитатель не может обеспечить в данный момент наличие познавательных эмоций у всей группы! Значит, какой-то ребенок (может быть – ваш?) будет заниматься безо всякого удовольствия, себе во вред.

Еще один фактор, наблюдаемый в группе – соревнование детей. Никто не хочет быть отстающим, неуспешным. А если у ребенка раз от разу получается выполнение задания хуже и медленнее, чем у приятеля, закрепляется отрицательное отношение к занятиям подобного рода, и развивается плохая обучаемость. Система поощрений-наказаний только усугубит ситуацию – если вы начнете шантажировать ребенка, он непременно ответит тем же, только будет гораздо изобретательнее. К тому же, если ребенок понимает, что он должен учиться для родителей, то у него вряд ли сформируется радость познания, или стремление к собственному поиску.

Эмоциональные проблемы детей и подростков

Эмоции – это реакция человека на всё, что происходит вокруг него. У детей это информация для окружающих, позволяющая понять, как чувствует себя ребёнок.

В младшем возрасте ребёнок испытывает примитивные эмоции. С возрастом постепенно приходит к сложным и выражает их с помощью невербальных средств. С взрослением зачастую приходит и нежелание выражать чувства, контроль и сдерживание эмоций, подчинение их рассудку. Но нарушения эмоционального спектра всё больше растёт в наше время.

Эмоциональные нарушения – это нарушения, которые не позволяют ребёнку адекватно воспринимать мир, формировать свою позицию, модель отношений с миром. Такие проблемы возникают обычно на фоне личностных конфликтов ребёнка.

К причинам возникновения эмоциональных проблем у детей относят:

  • конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов);
  • негативный опыт взаимодействия ребенка с социальным окружением: отрицательные оценки со стороны взрослых; неблагоприятное отношение родителей к ребёнку (гипер- и гипоопека, агрессия, сверхтребовательность и пр.); плохие отношения со сверстниками; семейные конфликты.

Проявления эмоциональных проблем и пути их решения:

  • Повышенная тревожность у детей – это склонность испытывать опасение и беспокойство даже без причин. Чувство страха при такой проблеме становится постоянным спутником ребёнка, реакцией на любые ситуации. Такой ребёнок подавлен, осторожен, настроен враждебно. Причины повышенной тревожности: тревожная атмосфера в семье; недостаток информации; тревожные родители, контролирующие своего ребёнка и требующие от него очень много; следствие конфликтов, вызванных неадекватными, противоречивыми или негативными требованиями. Что делать? Ребёнку поможет работа с психологом, групповые психокоррекционные занятия;
  • Агрессия – это модель поведения ребёнка, выражающаяся в активности, направленной на причинение вреда себе или окружающим. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, угрозами и другими действиями и эмоциями, несущими негатив. Причины такого поведения: эмоциональное напряжение; неумение выражать негативные эмоции словами; недостаток внимания; желание получить что-либо, показать сверстникам свою силу. Всё это объясняется: проблемами в семье (агрессия, жестокость, насилие, конфликты, безразличие); личностными особенностями (неустойчивый эмоциональный фон, неуравновешенный тип ЦНС); социально-биологическими факторами (выбор модели поведения в зависимости от пола, роли, социального положения); ситуацией (внешние неблагоприятные события). Что поможет? Работа с психологом, в более тяжёлых случаях – с психиатром;
  • Детские капризы, истерики и непослушание – это лишь реакция ребёнка на внешнюю ситуацию. Такая модель поведения может быть вызвана следующими причинами: психосоматическое расстройство; нарушенный тип воспитания (всё разрешено/запрещено или сочетание обоих типов от разных членов семьи); негативная атмосфера в семье; нежелание ребёнка что-либо делать; желание получить что-либо. Что делать родителям? Учите ребёнка выражать свои эмоции словами; сведите систему воспитания к единой модели со стороны всех членов семьи; дайте понять ребёнку, что Вас сильно огорчает такое его поведение; не реагируйте стереотипным образом; измените своё поведение, возможно ребёнок отзеркаливает Вас; уделите внимание ребёнку или наоборот уменьшите его, если причина такого поведения в этом. В случае, если с таким поведением не получается справиться самостоятельно, обратитесь к психологу;
  • Детская ложь – это способ ребёнка приспособиться к жизни. Главная причина лжи – недоверие окружающему миру. Следствием этого может стать фантазирование, создание более привлекательной реальности в своей голове. Причины лжи: излишняя требовательность к ребёнку; страх наказания, запреты на всё. Что делать родителям? Постарайтесь улучшить взаимоотношения с ребёнком. Не срывайтесь на него, не выискивайте ложь, выражайте свой интерес и доверие ребёнку, выражайте так же и свою озабоченность, беспокойство, дайте ответственность ребёнку за его действия; предъявляйте к нему разумные требования; не лгите сами.
  • Заниженная самооценка у ребёнка – это неадекватное восприятие себя, неуверенность в себе. Причины: низкая оценка окружающих; недостаток любви, внимания, ласки; критика со стороны взрослых; излишняя требовательность; ситуация, когда ребёнок что-то всегда должен; болезни, подрывающие уверенность в себе ребёнка. Ребёнок, склонный остро воспринимать слова окружающих, подвержен занижению своей личности. Такой ребёнок часто пытается всем понравиться и сделать всё в угоду окружающим с ущербом для себя. Как помочь? Покажите ребёнку своё уважение и поддержку; признавайте его заслуги; не критикуйте саму личность ребёнка; хвалите; помогайте в реализации и научите говорить людям «нет». Если помочь ребёнку повысить самооценку самостоятельно у Вас не получается, обратитесь к психологу.

Эмоциональные проблемы детей и подростков – это частое явление, которое можно определить по их поведению. Главное – вовремя отреагировать на изменения поведения ребёнка и помочь ему справиться с внутренними переживаниями. Обращение к психологу в таком случае – лучший вариант.

Эмоциональные нарушения у детей

Безусловно, все любящие родители заботятся о здоровье своих малышей. Однако зачастую мамы и папы обращают внимание исключительно на физическое развитие ребенка, почему-то не уделяя должной заботы эмоциональному состоянию малыша. Вот только эмоции играют в жизни человека далеко не последнюю роль. Эмоции появляются с первых дней жизни малыша, с их помощью ребенок общается с родителями, давая понять, что он огорчен, испытывает боль или ему хорошо.

По мере развития ребенка его эмоции также претерпевают изменения и важно в этот период не допустить эмоциональных нарушений у детей. Малыш учится не только говорить, ходить или бегать, но и чувствовать. От простых эмоций, которые он испытывает в младенчестве, переходит к более сложному чувственному восприятию, начинает знакомиться со всей эмоциональной палитрой.

По мере взросления ребенок не просто сообщает родителям, что испытывает дискомфорт, потому что голоден или у него болит живот, но и начинает проявлять более сложные эмоции.

Как и взрослый человек, малыш учиться радоваться, восторгаться, грустить, удивляться или злиться. Правда главным отличием пятилетнего ребенка от годовалого малыша является не только то, что он умеет чувствовать «широко», но и то, что он умеет контролировать свои эмоции.

В современном обществе специалисты все чаще пытаются привлечь внимание к такой серьезной проблеме, как эмоциональные нарушения у детей.

Причины и последствия эмоциональных нарушений у детей

По данным медицинской статистики в 50% случаев нарушения эмоциональной сферы у детей, окончивших младшую школу, выражаются в развитии нервных заболеваний. Это очень тревожный результат, тем более учитывая тот факт, что мы говорим о нервных заболеваниях детей, которые не достигли и 16 лет.

Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать:

  • перенесенные в детстве заболевания и стрессы;
  • особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии;
  • микроклимат в семье, а также особенности воспитания;
  • социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение.

Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития.

Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст». Молодые люди бунтуют всегда, но особенно это заметно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает определяться со своими желаниями и оценивает собственные возможности.

Наиболее часто встречающимися проявлениями эмоциональных нарушений у детей являются:

  • общая тревожность ребенка, а также наличие страхов и излишняя боязливость;
  • эмоциональная истощаемость;
  • агрессия, причем порой беспричинная;
  • проблемы в общении и взаимодействии с другими детьми или взрослыми;
  • депрессия.

Коррекция эмоционально волевых нарушений у детей

Прежде чем говорить о методах коррекции эмоционально волевых нарушений у детей, стоит дать определение данной проблеме. Эмоционально-волевая сфера или другими словами психоэмоциональное состояние человека представляет собой динамику развития его чувств, а также эмоций. Поэтому эмоционально волевые нарушения у детей – это не что иное, как нарушения психического состояния.

При нарушении эмоциональной сферы у детей появляется чувство сильной тревоги или апатии, настроение становиться мрачным и ребенок замыкается в себе, начинает проявлять агрессию или впадать в депрессию. Для того чтобы улучшить состояние ребенка, страдающего эмоциональными нарушениями следует обратиться к профильному специалисту. Тот в свою очередь начнет индивидуальную или групповую работу с ребёнком, а также расскажет родителям, как себя правильно вести при психической нестабильности малыша.

Психоэмоциональные нарушения поддаются успешному лечению в случае раннего обнаружения и грамотного подхода к их коррекции.

Несколько советов для родителей, которые столкнулись с эмоциональными нарушениями у детей:

  • в общении с травмированным ребенком постарайтесь сохранять абсолютное спокойствие и показывайте свое доброжелательное отношение;
  • чаще общайтесь с ребенком, расспрашивайте его, сопереживайте, в общем, интересуйтесь тем, что он чувствует;
  • играйте или занимайтесь физическим трудом вместе, рисуйте, уделяйте ребенку больше внимания;
  • обязательно следите за детским режимом дня;
  • старайтесь не подвергать ребенка стрессам и излишним переживаниям;
  • следите за тем, что смотрит ваш ребенок, насилие на экране телевизора или в компьютерной игре только усугубит эмоциональные нарушения;
  • поддерживайте ребенка, помогайте сформировать уверенность в себе.

Устранить нарушения эмоциональной сферы у детей поможет детский психолог, который при помощи специальных развивающих игр объяснит ребенку, как правильно реагировать на возникающие стрессовые ситуации и контролировать свои чувства. Однако участие родителей в лечении психоэмоциональных нарушений детей никто не сможет заменить, поскольку малыши доверяют своим родителям и, конечно же, берут с них пример.

Поэтому если в будущем вы хотите избежать развития тяжелых психических заболеваний у ребенка, то сразу же начните принимать активное участие в его лечении.

Решающим фактором в коррекции нарушений психоэмоционального характера является внимание со стороны взрослых. Научитесь уделять больше внимания своему ребенку, помогайте ему разобраться в чувствах и эмоциях. Не стоит требовать от малыша, чтобы он перестал переживать, но следует поддержать его в любых переживаниях и помочь разобраться в сложных эмоциях. Терпение, забота и безграничная родительская любовь помогут сохранить психическое здоровье ваших детей.

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ассистент кафедры общей психологии и социальной работы

Самарского государственного медицинского университета,

студент факультета медицинской психологии

Самарского государственного медицинского университета,

PSYCHOSOCIAL FACTORS OF HEALTH OF YOUNGER PUPILS

Marina Aborina

assistant of the Department of General Psychology and Social Work,

Samara State Medical University,

Anna Kuznetsova

student of the Faculty of Medical Psychology Samara State Medical University,

АННОТАЦИЯ

Целью данного исследования является выявление некоторых психосоциальных факторов, ведущих к риску нарушений здоровья у детей младшего школьного возраста. Младшие школьники с нарушениями здоровья действительно характеризуются повышенным уровнем тревожности, сниженной самооценкой, а также неблагополучием в семейных и межличностных отношениях.

ABSTRACT

The aim of this analysis is to identify some of the psychosocial factors leading to the risk of health problems in children of primary school age. Younger students with health problems actually have a higher level of anxiety, low self-esteem, as well as disadvantage in the family and interpersonal relationships.

Ключевые слова: психосоциальные факторы, нарушения здоровья, семейные отношения, межличностные отношения, заниженный уровень самооценки, повышенный уровень тревожности.

Keywords: psychosocial factors, health problems, family relationships, interpersonal relationships, low self-esteem, increased anxiety.

Здоровье подрастающего поколения в любом обществе является одной из самых важных и актуальных проблем. Оно определяет будущее страны, потенциал общества как экономический, так и научный, генофонд нации. Помимо прочего, здоровье детей является определяющим показателем экономического развития страны [4].

Всемирная Организация Здравоохранения приняло в 1948 г. следующее определение здоровья «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Во 2-ом томе Большой Медицинской Энциклопедии здоровье определяется как состояние организма человека, когда функции всех органов и систем уравновешены внешней средой и отсутствуют любые болезненные проявления.

Здоровье является состоянием динамическим. На него влияет ряд факторов. В настоящее время преобладает мнение, что здоровье людей зависит от образа жизни, экологических, биологических факторов и медицины и т.д.

Ученые, благодаря многочисленным исследованиям, разделяют факторы, которые влияют на здоровье человека, на биологические и социальные. Это деление было философски подкреплено в понимании человека как биосоциального существа. К числу социальных факторов в первую очередь относят жилищные условия, состав семьи, их материальную обеспеченность, образовательный уровень. Среди числа биологических факторов выделяют: возраст матери, возраст отца, особенности протекания беременности и родов, время рождения ребёнка, физические характеристики ребёнка при рождении и другие. Психологические факторы же рассматриваются как результат действия биологической и социальной сфер [1].

В исследовании психосоциальных факторов и их влиянии на здоровье существуют важные методологические проблемы. Во-первых, психосоциальные факторы, в отличие от биологических факторов и факторов образа жизни, обладают более сложной конструкцией, не являющейся единообразной вне зависимости от используемого определения или метода измерения. Во-вторых, практически все используемые определения субъективны, как следствие, открыты для искажения. В-третьих, следует учитывать, что одни люди более восприимчивы к воздействию неблагоприятных ситуаций, однако их влияние варьирует на протяжении жизни, и поэтому исследования не могут адекватно выявить их краткосрочное влияние [5].

Психосоциальные факторы – это сочетание психологических и социальных факторов, т.е. это социальные, культурные или связанные с окружающей средой факторы, оказывающие влияние на здоровье и поведение людей [2].

Существуют исследования, которые показывают, что большое влияние на здоровье детей оказывают острые психические травмы (например, смерть близкого человека для ребёнка) и хронические психотравмирующие факторы (например, неправильное семейное воспитание). Любая система организма ребёнка может оказаться врождённо или прижизненно ослабленной, но при этом всегда у детей при функциональных расстройствах на первом плане оказываются неблагоприятные микросоциальные условия развития и особенности формирования личности, которые мешают нормальной адаптации ребёнка в школе, среди сверстников[3].

Актуальность исследуемой проблемы определяется тем, что в связи с высокой распространенностью психосоматических нарушений в детском возрасте (встречаемость психосоматических заболеваний в детском возрасте составляет в России от 30 до 68 % от числа всех детей, обращающихся в детские поликлиники), возникает проблема дефицита знаний в области феноменологии психосоматических нарушений в данном возрасте. Это обуславливает необходимость комплексных исследований этой проблемы в современной психологической науке. Недостаточно изучены вопросы, касающиеся сущностного содержания и роли социальных – психологических факторов в возникновении психосоматических нарушений у детей, природы и механизмов соматизации как одной из причин их возникновения.

Цель эмпирического исследования – выявление некоторых психосоциальных факторов, ведущих к риску нарушений здоровья у детей младшего школьного возраста. В исследовании участвовали 60 учащихся 4-ых классов в возрасте от 10 до 11 лет, проживающих в Ульяновской области. Было произведено разделение детей на экспериментальную и контрольную группу. Экспериментальная группа включает в себя 28 младших школьников. Группу составили дети, состоящие на диспансерном учете по различным соматическим заболеваниям. Контрольная группа включает в себя 32 условно здоровых младших школьника. Дети, включенные в группу, на момент проведения исследования на диспансерном учете не состояли. В качестве диагностического инструментария были использованы: методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, методика «Три оценки» А. И. Липкиной, методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столина, проективная рисуночная методика «Рисунок семьи».

Результаты исследования диагностики уровня школьной тревожности с помощью методики Филлипса, показал, что у младших школьников с нарушениями здоровья преобладает повышенный уровень общей тревожности (50% испытуемых), а у 32% высокий уровень общей школьной тревожности. Повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. То есть их тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует школьнику в любом виде деятельности и вызывает дезорганизующий эффект. Боясь совершить ошибку, ребёнок вынужден постоянно контролировать себя, что приводит к нарушению соответствующей деятельности. В структуре общей школьной тревожности преобладают следующие факторы: страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, проблемы и страхи в отношениях с учителями. То есть у них превалирует негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений. В отношениях с учителями часто преобладает общий негативный эмоциональный фон, способствующий снижению успеваемости в учебе. Кроме того, для младших школьников с нарушениями здоровья значительно чаще, чем для условно здоровых младших школьников, характерны переживание социального стресса (U=328,500; при p

Читайте также:  Онкология. Какие бывают виды врачей-онкологов, по специализациям? Виды и диагностика рака, как распостраняется
Добавить комментарий