Научные статьи

Как читать научные статьи: советы ученых

«Чтение научной статьи – то, что заставит вас чувствовать себя глупее некуда», – пишет ученый Адам Рубин (Adam Ruben) в своей юмористической колонке для журнала Science. Адам прав: читая статью из рецензируемого научного журнала, многие из нас начинают с оптимизма («В конце концов это всего лишь несколько страниц»), а заканчивают отчаянным желанием срочно сменить сферу деятельности на такую, где научных статей или вовсе нет, или их пишут как-то иначе. На самом деле проблема не в статьях – а в том, как мы их выбираем и читаем.

О том, что советуют делать по этому поводу сами ученые, расскажем ниже.

Фотография Nic McPhee CC-BY

Основной совет, который дают все без исключения: от ученых до студентов и журналистов, состоит в том, чтобы разбить большую задачу (чтение статьи) на небольшие блоки. Другой вопрос – как именно это сделать, чтобы не сидеть за материалом годами и при этом разобраться в предмете. Чтобы ответить на него, придется «отмотать назад» – а именно: понять, что за статью вы собираетесь прочесть и (самое главное) нужно ли вам это.

Разбираемся с целями

Целей, побуждающих прочесть статью, может быть несколько: в некоторых случаях это обязательный материал, например, для подготовки к семинару – тогда у вас нет выбора, читать ее или нет. В других случаях такой выбор все-таки есть – многое зависит от того, зачем мы хотим что-то прочесть. Цели прочтения научной статьи могут быть следующими:

  • Разобраться в базовых вопросах/получить общее представление о некотором направлении в науке
  • Почерпнуть идею для собственного исследования
  • Найти подтверждение своей точке зрения
  • Найти решение конкретной проблемы
  • Уточнить что-либо в выбранной области

Это не исчерпывающий список, но по нему можно уловить тенденцию: вы либо хотите разобраться в каком-то общем вопросе, либо ищете для себя решение частной, узкоспецифической проблемы (иногда и то, и другое вместе – но для этого придется прочесть несколько статей разных типов). А тип статьи, в свою очередь, помогает понять, насколько соответствует ваш выбор материала поставленным целям. Далеко не всегда имеет смысл читать все подряд – порой не менее полезно решить, от чего стоит отказаться, а к чему вернуться позже: ученых такой прагматичный подход совершенно не смущает.

Какие бывают типы статей и чем они отличаются

В общем смысле источники можно подразделять на «первичные» (primary) и «вторичные» (secondary). «Первичными источниками» в научном мире могут быть отчеты о результатах исследований, case studies, в некоторых случаях – редакционные статьи и материалы конференций. Другими словами: материалы, в которых дается описание нового исследования (primary research article). «Вторичные источники» – обзорные статьи, книжные ревью, гайдлайны, комментарии, систематические обзоры и мета-анализ. Под словом «вторичный» не подразумевается ничего плохого: речь о том, что эти материалы готовятся на основе уже существующих статей.

Как отличить разные виды статей

Проще всего, конечно же, ориентироваться на тип материала (часто он бывает вынесен в подзаголовок статьи). Кроме того, хорошую «первичную» статью, в которой дается результат исследования, можно отличить по структуре – обычно она содержит такие разделы как: «Введение», «Методы», «Исследования» и «Интерпретация»/ «Обсуждение» (introduction, methods, results, and discussion, IMRAD).

Правда, набор компонентов может варьироваться в зависимости от журнала – в некоторых требуются дополнительные подразделы (например «Исследовательская гипотеза»), в других раздел «Обсуждение» отражается в блоке «Выводы».

Но логика остается неизменной: исследовательская статья обязательно содержит информацию о теме исследования, о том, как и с помощью чего оно проводилось, а также о том, какие результаты были получены и что все это значит.

Как выбрать тип статьи

Вернемся к нашим целям. Если нам нужно погрузиться в тему и получить о ней некоторое общее представление, полезно изучить «вторичные» источники: обзоры, мета-анализ. Они же позволят определиться, в каком направлении двигаться с собственным исследованием – какие области в выбранной теме уже хорошо изучены, а в каких требуются дополнительные изыскания.

Если общей информацией вы уже владеете, можно обратиться к первичным источникам – например, отчетам об исследованиях. Они помогут разобраться в том, что именно было сделано в выбранной сфере, в каком направлении можно «продвинуть» результаты, достигнутые другими учеными, как решались близкие по тематике задачи (это может быть удобно, если, например, вы захотите применить в уже изученной сфере новые методы).

Задачи вроде «найти решение конкретной проблемы» или «уточнить что-либо в выбранной области» также ближе к первичным источникам – если предположить, что общая информация, которая может содержаться в обзорных материалах, вам уже хорошо известна, и вы точно знаете, что искать. А для подтверждения своей точки зрения полезными могут, помимо прочего, оказаться кейсы. Здесь, как и в предыдущем случае, мы говорим о том, что вы ведете поиск по вполне конкретным, специфическим ключевым словам.

Так как же читать научные статьи

Предположим, вы выбрали для себя статью, тип которой соответствует стоящей перед вами задаче. Теперь самое главное – не пытаться прочесть ее от начала и до конца целиком. Наиболее простой алгоритм предлагает Чарльз Дарбин (Charles G. Durbin)
в своей статье «How to read a scientific research paper»:

  1. Первым шагом убедиться, соответствует ли заголовок и ключевые слова теме, которая вас интересует
  2. Прочесть аннотацию и (если необходимо) обсуждение/выводы
  3. Если в аннотации и обсуждении четко описаны цели и задачи, недвусмысленно определена гипотеза, обозначены выводы – и при этом вся эта информация релевантна вашим целям – тогда статью можно прочесть целиком.

Из чего состоит статья

Как мы отметили раньше, научные статьи состоят из разделов нескольких фиксированных типов. Поэтому стоит разобраться с тем, что содержится в каждом из них.

Заголовок

Как и в случае с постом на Хабре, заголовок научной статьи должен быть информативным – то есть таким, чтобы у читателя сразу же возникало понимание, о чем будет материал. В идеале у читателя должно появиться и понимание того, к какому типу относится текст – будь то исследование или мета-анализ.

К сожалению, не все хорошие научные статьи обладают этими характеристиками. Редакторские колонки, книжные ревью и другие материалы, не посвященные описанию новых исследований, иногда могут содержать пространные заголовки. В этом случае для начала можно ориентироваться по автору – если вы знаете, кто в выбранной сфере является авторитетным ученым (разобраться с этим помогут обзорные статьи). Тем не менее, расплывчатый заголовок может стать первым сигналом – возможно, пока этот материал стоит отложить.

Аннотация (она же abstract)

Это не просто введение в текст: академическая аннотация составляется по строгим правилам. Во-первых, она должна быть сжатой (в разных журналах различные требования к точному объему аннотации – но, как правило, она занимает один абзац). Во-вторых, аннотация должна ответить на основные вопросы статьи: дать вводную информацию о контексте исследования, кратко рассказать о его целях, методах, результатах и выводах.

Введение (introduction)

Введение, как правило, отвечает на вопрос: почему было проведено данное исследование. В этом разделе наиболее полно отражается контекст: что сейчас происходит в этой отрасли, какие исследования были проведены раньше (анализ литературы) и на какие вопросы ученые еще не ответили. Все это должно подвести нас к тому, чем, собственно, занимался в рамках своей научной работы автор: каков его вклад в разрешение существующих в данной сфере проблем и противоречий.

Кстати, введение – еще один маркер для читателя. Если вам тяжело «пробираться» через его содержание, и вы с трудом улавливаете смысл написанного, возможно, этот материал стоит отложить. И речь не о том, что он плохо написан: возможно, пока вам просто стоит переключиться на обзорные статьи или получше изучить теоретическую базу. После этого текст покажется более понятным, и вы сможете извлечь из него гораздо больше пользы.

Важно понимать, что некоторые научные статьи – результат многих лет работы десятков ученых. Ожидать, что вы сможете пробежаться по тексту за вечер и все поймете, нереально. Джереми Борниджер (Jeremy C. Borniger), Университет штата Огайо

Материалы и методы (methods)

В этом разделе описывается, что сделал автор – как он собирал данные, формировал выборку или готовил образцы для исследования, какие провел вычисления и эксперименты. С одной стороны, подробное указание методов помогает понять, что еще не реализовано в этой области: какие направления были сознательно (или несознательно) не затронуты учеными. С другой стороны, хорошее описание материалов и методов – ключ к тому, чтобы воспроизвести подобный эксперимент самостоятельно.

Результаты (results)

Полученные результаты выносят в отдельный блок. В этом разделе, как правило, не делается никаких выводов о том, чего именно удалось достичь автору – только конкретные данные, графики, диаграммы. Обычно у ученых нет возможности расписывать каждую полученную цифру – поэтому если вы хотите досконально разобраться с содержанием материала, придется внимательно изучить все иллюстрации и таблицы.

Интерпретация/обсуждение (discussion)

А вот в этом разделе можно увидеть мнение автора по поводу полученных результатов: что удалось сделать, а чего не удалось, какое место исследование занимает по отношению к другим работам, каковы были ограничения и допущения данного исследования, и почему автор получил именно этот результат. Важно иметь в виду: этот блок, в отличие от предыдущих двух, содержит точку зрения автора, а не просто сухие факты – и вы необязательно должны прийти к точно таким же выводам, читая материал.

Как читают статьи ученые

Итак, «анатомия» научной статьи нам понятна, основные маркеры, на которые стоит обращать внимание при чтении – тоже. Теперь стоит разобраться с тем, как читают подобные материалы сами ученые.

Дженнифер Рафф (Jennifer Raff), биоантрополог и специалист по генетике из Канзасского Университета, дает несколько практических советов, которые помогут читателю:

  1. Сформулируйте основной вопрос статьи (какую проблему стремятся разрешить ученые в этой области)
  2. Опишите контекст исследования в нескольких предложениях (Дженнифер предлагает использовать пять предложений) – или, другими словами, перескажите себе, что было сделано до настоящего исследования, чтобы ответить на главный вопрос.
  3. Определите конкретные вопросы, на которые собираются ответить авторы статьи.
  4. В процессе чтения выписывайте все незнакомые слова и ищите их значения.
  5. В процессе чтения раздела «Материалы и методы» рисуйте примерную схему проведения исследования.
  6. Сформулируйте для себя результаты исследования в одном абзаце, ориентируясь на факты, а не на мнения авторов.

Дженнифер советует использовать критический подход и не доверять исследователям «на слово» – поэтому она советует обращать меньше внимания на раздел «Интерпретация», самостоятельно давать себе ответы на вопросы «Чего достигли авторы?», «Ответили ли они на конкретные вопросы исследования?», а также изучать мнения других представителей научного сообщества о данной статье.

Более того, по мнению Дженнифер, начинать чтение статьи следует не с аннотации, а с введения – это, по ее словам, помогает ей самой сохранять критический настрой и оценивать материал более беспристрастно – не полагаясь на мнение авторов.

Правда, такой подход практикуют не все: журнал Science опросил 12 ученых (среди них был и главный редактор научного журнала), чтобы узнать, как они читают статьи. Выяснилось, что большинство все-таки начинает с аннотации – особенно в случаях, когда не очень хорошо знакомы с тематикой исследования.

При этом примерно половина опрошенных ученых практикует подход Дженнифер и изучает каждое слово – с их точки зрения, невозможно разобраться в научной статье, не «отработав» каждый непонятный термин. Другая половина сначала читает материал бегло – а уже потом (при необходимости) углубляется в детали. А вот еще несколько советов, которые дали журналистам Science практикующие исследователи:

1. Не стесняйтесь задавать вопросы: гуглить непонятные термины, пользоваться «недостаточно научными» источниками вроде Википедии или блогов, а также обсуждать сложные моменты статей с коллегами. В конце концов, научные тексты – это не беллетристика. В крайнем случае можно даже написать письмо авторам – и попросить объяснить непонятный момент.

2. Разбивайте статью на блоки и читайте ее по частям – вполне возможно, что на чтение одной статьи у вас уйдет несколько дней. Это нормально – у ученых происходит то же самое.

3. Печатайте статью на бумаге и выделяйте наиболее важные для вас моменты. Это поможет легче воспринять материал и быстрее восстановить знания, когда к тексту понадобится вернуться. Обращайте особое внимание на те моменты, которые меняют ваше восприятие и понимание темы исследования.

4. Старайтесь быть «активным читателем» – то есть, до начала чтения, определите, что именно вы хотите получить от статьи: список наиболее значимых исследований в этой области, перечень авторов, на которых надо обратить внимание, план проведения похожего исследования, подтверждение или опровержение вашей точки зрения. В некоторых случаях информацию, которая отвечает на ваш вопрос, стоит сохранить отдельно. Например Лина Колуччи (Lina A. Colucci) из Harvard-MIT Health Sciences and Technology program сохраняет всю значимую информацию, которая касается контекста исследования, в отдельном текстовом файле. А информацию о материалах и методах исследования предпочитает аккумулировать в Excel-таблицах.

Итак, TL;DR

1. Задумайтесь, зачем вам нужно прочесть научную статью? От того, какую именно вы преследуете цель, зависит, нужны ли вам материалы об исследованиях (первичные источники) или обзорные материалы (вторичные источники).

2. Попробуйте сформулировать для себя основную задачу, которую вы хотите решить. Если ваша цель – получить общее представление о предмете, подумайте, что именно вам хочется узнать: кто работал над данной темой? Как менялись исследовательские задачи? Что сейчас входит в сферу интересов ученых? И так далее. Это позволит вам читать «сфокусированно», держа в голове поставленный вопрос.

3. Если вы разобрались с тем, статью какого типа вам нужно прочесть, и выбрали для себя материал, можно начинать чтение. Предварительно стоит распечатать статью – это облегчит процесс.

  • Если вы хорошо знакомы с темой и настроены критически, стоит начать с чтения введения. Это позволит вам не отвлекаться на выводы авторов и самостоятельно сформировать мнение об их работе.
  • Если вы доверяете источнику и авторам, и не так хорошо разбираетесь в теме, стоит начать с аннотации. Если в аннотации информации недостаточно – обратитесь к последнему разделу («Обсуждение» или «Выводы»)

4. Вы считаете, что тема исследования и содержание аннотации/введения соответствуют вашим интересам? Тогда можно продолжать чтение.

5. Читая введение, определите для себя основной вопрос (чем занимаются ученые в этой области и какую главную проблему они решают) и конкретные вопросы, которые ставят перед собой авторы материала. Сделайте краткий пересказ исследовательского контекста. Старайтесь выписывать незнакомые слова и уточнять их значение – даже в «ненаучных» источниках.

6. Не забывайте про перерывы. Чтение научной статьи – длительное и сложное занятие, возможно, вам придется разбить его на несколько дней.

7. Читая раздел «Материалы и методы», попробуйте заносить информацию в таблицу (если вам нужно понять, как проводятся исследования в этой области, и вы хотите сравнить подходы разных ученых) или рисовать для себя схему проведения исследования. Это поможет лучше понять, что именно делали ученые.

8. В разделе «Результаты» уделите пристальное внимание графической информации: таблицам и рисункам. Как правило, в них содержится даже больше ценных данных, чем непосредственно в тексте.

9. Перечитайте раздел «Обсуждение». Подумайте, ответили ли авторы на поставленные во введении вопросы? Насколько соответствует их и ваша интерпретация полученных результатов?

10. Наконец, изучите мнение критиков и редакторов: что говорят об этой работе другие авторы.

Доступные базы для поиска статей и научных книг, для всех.

Хочу внесни частичку просвещения для всех.

Данный пост пригодится: студентам, аспирантам, магистрам, научным сотрудникам, врачам и всем тем, кто интересуется знаниями, хочет получать и читать сверх того, что необходимо по работе или учёбе. Особенно это будет полезно аспирантам, пишущим свои диссертации, а так же тем, кто планирует аспирантуру и научную работу. Я постараюсь написать понятно.

По роду своей деятельности, столкнулась с некоторой дремучестью в рядах российской науки. Многие, для поиска статей, пользуются, до сих пор, либо каталогами из библиотеки родного института (университета, больницы, нужное подчеркнуть), либо простыми Яндексом и Google (некоторые используют более продвинутые и специализированные веббраузеры). Но нужно понимать, что весь мир не стоит на месте и очень стремительно развивается. Наша страна старается не ударять в грязь лицом (смешно, конечно), правда старается. И поэтому, всем-всем-всем, любому гражданину Российской федерации, доступно намного больше, чем мы о том подозреваем.

Существует такое понятие, как индекс цитирования – если просто, то это база данных статей, в которых содержится информация про эти статьи (типа кто написал, в какой организации написали, когда, какие ключевые слова подобрал автор, аннотация к статье и подобное – это называют реферативной информацией).Примерами являются: Scopus, Web of Science и наш РИНЦ и т.д. Кстати, многие учёные до сих пор путают это понятие с понятием “наукометрический показатель”, называя индексом цитирования такие показатели как импакт фактор или citescore (про это в другой раз). Хочу сразу сказать тем, кто будет это читать – не поленитесь и погуглите (кого в гугле не забанили), в России неправильно используется данная терминология.

Читайте также:  Шелушение кожи ног - причины возникновения, диагностика и лечение

Так вот, с помощью индексов цитирования, если уметь ими пользоваться, а даже и не уметь, а также с помощью других баз данных, вы можете скачать многие-многие статьи и даже КНИГИ на любые интересующие вас темы (радиация, онкология, хомячки, изучение погодных явлений, беременность и патологии, физика, химия, математика, изучение языков, литературоведенье). Самое интересное, что в нашей стране, на самом деле, они доступны практически всем. Даже вызывающий безумные дискуссии Scopus и WebOfScience.

Баз данных по различным наукам существует огромное множество. Например, есть отдельно по медицине (типа PubMed), есть отдельно по инженерным наукам, есть отдельно по тем или иным областям. А есть такие крупные, о которых я написала выше, самые известные во всем мире, где можно найти статьи на любую тему.

Так вот, если Вам кажется, что у вас нет такой возможности. То вы ошибаетесь. На данный момент, одни из самых известных баз данных доступны почти во всех НИИ и клинических центрах, университетов (о чем многие работники даже не подозревают), доступ оплачен почти всем таким организациям в стране Россия.

Если вы простой человек, который интересуется научно-грамотной и подтвержденной информацией, но не работаете в НИИ и прочем, то и Вам доступны они – обратитесь в крупную библиотеку рядом с Вашим городом. Например, в Москве это РГБ и ГПНТБ. Подобные библиотеки есть и в других регионах страны. В них Вы, зарегистрировавшись, сможете всегда-всегда бесплатно воспользоваться ресурсами, о которых я поведу речь ниже. И почитать про то – про что вам интересно, и не с непонятного сайта в интернете, не ясно кем написанного, а почитать нормальные статьи и учебники, со всего мира.

Я постараюсь перечислить наиболее популярные и доступные базы данных и индексы цитирования. А так же сайты, с помощью которых можно скачать полный текст интересуемой статьи. Их НАМНОГО больше, чем будет написано здесь. И если кто-то всё-таки будет ЭТО читать, то, добавьте в комментариях те базы данных, которые считаете не менее важными, заполним этот список вместе:

PubMed – реферативная база данных по медицинским и медико-биологическим публикациям. Доступна ВСЕМ И КАЖДОМУ. Из дома. С компьютера. И из библиотек. Хотите почитать какие последние тенденции есть в лечении паркинсонизма? Заходите, вводите на английском языке название болезни, ограничивайте поиск по последним 5 годам и читайте, какие мировые тенденции имеются на эту тему в последние года.

Сразу замечу, что понятие реферативная база данных, подразумевает под собой то, что не всякий текст будет возможно скачать с неё (так как она не является полнотекстовой), но, с помощью известных сайтов (оговорю ниже), чаще всего, вы сможете найти интересующую Вас статью. А нет – так все равно вы узнаете, в каком журнале можно почитать то, что Вас интересует. И прочитаете аннотацию из которой часто понятен смысл всей статьи.

Ещё одно уточнение – в каждой базе данных есть набор инструментов, с помощью которых можно проводить узкий и очень специализированный поиск. И всегда в интернете можно найти всю исчерпывающую информацию о том, как в той или иной базе, такой поиск осуществлять, я физически не могу коротко описать по каждой из них возможности. Если что-то заинтересует – гуглите.

Web Of Science – индекс цитирования. Реферативная база данных. Во всех Российских организациях (НИИ университетах и тд) есть подписка на один раздел (по российским публикациям) в этой базе данных, так же и в публичных крупных библиотеках. Тут можно найти информацию по всем научным областям. Около 30 % по гуманитарным наукам (как ни странно). Часто, можно найти и полный текст.

Scopus – индекс цитирования. Реферативная база данных.Доступ ВО ВСЕХ НИИ многих клинических НИИ, университетах и институтах. Доступ до конца этого года 100 %. В библиотеках. Тут Вам будут доступны ВСЕ научные разделы (в отличии от WoS), на всех языках! Реферируют огромное количество журналов и большое количество книг (больше чем в индексе цитирования выше). Медицина? Пожалуйста. Космос? Пожалуйста! Корейское искусство? Да подавитесь ;-). Причем, тут вы можете найти не только, опять же, реферативную информацию. Но часто и полные тексты! скачать и прочитать.

Elibrary – отечественная база данных, по отечественным публикациям. Доступна из всех НИИ, а так же из публичных библиотек. Если говорить о всем том, о чем мы говорили выше – то там все на английском языке. Здесь же полностью русскоязычная система, статьи тут тоже русскоязычные. По всем предметным научным областям. Занимаетесь генетикой и ищите коллаборацию среди российских коллег? Я бы, конечно, всё равно поискала через Скопус. Но если с английским не фирштейн – то вам сюда. Опять же, не все стати можно скачать. Но большую часть обычно можно. Хотите почитать про Чернобыль? Тоже тут.

КиберЛенинка – Полнотекстовая база данных Русскоязычных статей. Немного ограниченная база данных, на данный момент. Но я в них очень верю и всегда их поддерживаю денежкой. Конечно, пока многих журналов там нет вообще. Но сам факт существования просто меня дичайше радует. Доступна Всем без исключения! От куда угодно!

ScienceDirect – ещё одно детище компании Elsevier (как и Scopus). Доступна почти во всех НИИ и в библиотеках. Полнотекстовая. Тут есть как учебники и книжки, так и журналы. Не забыли и о наших гуманитарных науках. Очень интересная база, на мой взгляд. С кучей интерактивных графиков и возможностью скачать картинки авторов в полном размере и вставить в свою диссертацию (что я с ужасной регулярностью и делаю).

Springer – Издательство с огромным количеством интереснейших книг и журналов. Даже учебников (типа, как учить английский, если ты учёный, или как стать статистиком, если ты гуманитарий). Доступ есть не во всех организациях, так как нет национальной подписки. А зависит от жадности организации и понимания руководства, что информационная изолированность приводит к плохой работе их сотрудников. Но в публичных крупных библиотеках, опять же, доступ имеется. Очень их люблю и очень благодарна руководству своего НИИ , что ради Шпрингера мне не приходится ездить в библиотеку и я могу пользоваться их базой на работе.

ProQuest – база данных диссертаций со всего мира с полными, конечно же, текстами. И, вроде, патентов. То есть, если ты аспирант или магистр или бакалавр, то тебе прям грех не знать про это. С доступом, однако, всё плачевно. Лишь избранные организации покупают доступ к этому пиру богов. Но! Опять же, в публичных библиотеках доступ есть. И ради написания диссертации раз в жизни можно потратить часов 5 в один конец до нормальной библиотеки где имеется доступ и провести поиск.

Это, на мой взгляд, самые базовые порталы, о которых должен знать каждый.
Конечно, вообще баз данных существует огромное множество. Есть база данных, содержащая маммографические снимки, есть базы данных по Ядерной физике, базы данных c 3D моделями молекул и прочее. Но, как это ни странно, многие наши аспиранты, студенты, да и научные работники не подозревают даже об этих, казалось бы, просто ну самых основных ресурсах
.

Теперь о том, где скачать полный текст статьи или книги, если вдруг он Вам всё таки не достался при использовании вышеоговоренных ресурсов:

Например, как поиск литературы, так и поиск полного текста можно осуществить с помощью академии Google – googleschoolar – совершенно легальный портал. Доступно Всем, бесплатно.

Иногда, что-то можно найти с помощью Яндекс.Вебмастер. Доступно всем. Бесплатно. Легально.

Замечательный продукт от Clarivate Analytics (как и Web Of Science) – Kopernio, точно не знаю, как это замечательное расширение ищет ПДФ файлы статей. Но работает. Ты только открыл скопус- а копернио тебе уже файл подогнал. Правда, бывали случаи, что он по одной реферативной информации находил мне вовсе не ту статью, но они единичные. Бесплатно для всех. Легальный.

Пиратский портал, является нарушающим законодательство по интеллектуальной собственности и запрещённый на территории РФ, а так же заблокированный Роскомнадзором, который способен достать почти всё – если у этого чего-то имеется электронная версия. не буду писать по английски, – Сай Хаб. Нелегальный. В РФ запрещённый.

b-ok.org – тут тоже много чего можно скачать и достать. бесплатный портал. Легальный.

Library Genesis (ЛибГен) – хранилище файлов, скаченных за последние несколько лет с запрещённого сайхаба. Пока, вроде, не запрещён на территории РФ и не заблокирован Роскомнадзором.

Мне кажется. Самое основное мы с вами оговорили. И, если есть возможность что-то очень важное добавить, о чем я забыла упомянуть, или просто не подозреваю о чем-то (я работаю в естественно-научной области, и, к примеру, вообще не знаю о базах данных полностью ориентирующиеся на гуманитарные науки, к примеру), прошу, добавляйте в комментариях.

Ну что же – посмотрим. Заминусуют ли меня до -100 🙂

Дубликаты не найдены

Забыл про Флибусту, которая только через VPN или Тоr работает норм в рашке

флибуста, это, мне кажется, больше по художественной литературе, не про статьи

Есть такая штука как sci-hub вводите doi: статьи, которую нашли на скопусе и вам повезет не только с аннотацией. Ресурс постоянно закрывают, но он всё равно живёт и поддерживается. Всегда можно нагуглить или наютубить рабочую ссылку.

Я упомянула про sci-hub, выделено у меня там чёрным, только написала по русски. Но данный пост был именно с целью показать коллегам, что существует не только sci-hub (хотя, как ни странно, о нём многие тоже не подозревают), но и множество других ресурсов. Сай – хаб тоже не всемогущий =)

я имела в виду старые такие каталоги. с карточками. и то – что это конечно хорошо, для поиска исторического материала. но уже в целом не современно пользоваться только этим =)

В **** вашу науку! Нам нужны баллы!

Эта история – просто крик души. Ни к чему не обязывает, не призывает и, вероятнее всего, ничего вообще не изменит. Но где-то это все надо изложить. по крайней мере наглядно видно, как п маленьким кирпичикам разваливают науку.
С чего все это началось. Можно, конечно сказать, что все началось с большого взрыва, но так мы уйдем слишком далеко в дебри истории. Поэтому начну, пожалуй, куда менее прозаично. Я аспирант, как многие отмечают, довольно перспективный (очень надеюсь, что они правы). Активно работаю на благо науки нашей великой страны за те жалкие гроши, которые ныне платят аспирантам. До недавнего времени доход был вполне себе приемлемым: хватало на хлеб и даже с маслом. Все благодаря начальнику нашего научного центра (Ивану Николаевичу), который устроил меня к себе инженером и платил зарплату с гранта. Грант закончился, объявлен конкурс на новый, в заявку начальник (теперь уже мой непосредственный) включил и меня. Так же он по договоренности включил туда и моего научного руководителя (Иннокентия Афанасьевича) (тем более, что последний когда-то так же руководил его диссертацией, думаю не стоит объяснять, как это происходит) и еще двух его аспирантов. Эта группа по сути составила основной рабочий коллектив. И до сегодняшнего дня все было отлично, поскольку заявку, насколько мне известно, поддержали и можно было надеяться, что и в следующем году будет финансирование, будет адекватная зарплата, в общем можно будет жить.

Но всем, я полагаю, понятно, что этой истории не было бы, будь все так хорошо. Пару дней назад наш проректор по науке вызывает начальника к себе и начинает задавать вопросы по списку:
П: На каком основании вы взяли этих людей в грант?

ИН: Это работающие в моем центре аспиранты.

П: А зачем здесь Иннокентий Афанасьевич?

ИН: Ну, он же руководитель этих аспирантов, он моей диссертацией когда-то руководил.

П: Т.е. он ничего делать не будет. Исключить.

ИН: А как же его аспиранты? Они в гранте, а руководитель – нет.
П: Тогда и аспирантов исключить.

ИН: А с кем мне работать прикажете?

В общем слово за слово обошлись малой кровью и пришлось убрать только моего научного руководителя.

И вроде бы нашли хоть какой-то компромисс, но вы же видите там ниже еще много букавок.

Прежде чем продолжить нужно отметить важный момент: начальник (Иван Николаевич) и проректор относятся официально к факультету физики, а я, мой руководитель и все его аспиранты (что логично) к факультету химии. Т.е. мы из разных фракций, но ведь это никак не должно мешать работе. Тем более, что научный центр, начальником которого является Иван Николаевич, вообще отдельная структура и является межфакультетской.

Теперь вернемся вновь ко мне. Сегодня утром я получаю звонок от научрука, который задал всего один вопрос: “Тебя Иван спрашивал, когда включал в свой грант?” Я успел лишь положительно ответить и трубка была передана нашему декану. И вот тут начался полный сюрреализм:
Я: Да, здравствуйте.
Д: На каком основании вы участвуете в гранте Ивана Николаевича?

Я: *поначалу даже опешил* Нууу. Я работаю инженером в его центре.

Д: А почему вы работаете инженером на другом факультете?
Я: . *не нахожу, что ответить*

Д: Аспиранты химфака не должны работать на физфаке и не должны участвовать в гранте другого факультета.
Я: .
Д: Иннокентий Афанасьевич вообще не является руководителем этого гранта и в него не включен. Я считаю, что все порядочные аспиранты должны отказаться от участия в чужих грантах, где нет их научного руководителя.
Я: Погодите, но Иван Николаевич мне го.
Д: Мне вообще не интересно, что там говорит Иван Николаевич. Вы, как порядочный аспирант должны отказаться и уйти из гранта. Если вы так хотите работать на физфаке, то идите туда. После защиты на часы на кафедре не рассчитывайте.
Я: Простите, но если я уйду из гранта, мне жить не на что будет (это дословная фраза).
Д: Вы что, останетесь в гранте, если туда не возьмут Иннокентия Афанасьевича?

Я: Это сложный вопрос.

Д: *видимо обращаясь к моему научруку* Вы слышали? “Это сложный вопрос”

ИА: *явно не мне, а в ответ декану* На деньги повелся?
*положили трубку*

Я в ахере, пытаюсь дозвониться до начальника, получается раза с третьего. Он как раз идет к нашему декану на разборки. Кратко описываю ему ситуацию (обратите внимание: прежде всего позвонили именно мне и начали давить), на что он обещает разобраться. Я же сам пулей лечу в универ, выяснять, что вообще происходит.

Приехав успеваю переговорить с теми коллегами, которые, похоже, встряли, как и я, рассказать им все. Возвращается начальник, с бледным лицом, выкуривает пару сигарет и излагает ситуацию выше (так я узнал о его разговоре с проректором) и ее итог.
На него надавили, при чем надавили серьезно, заставив исключить из гранта по сути всех нас. Более того ему пообещали, что его грант не поддержат впринципе (что вполне реально, есть у некоторых “товарищей” на факультете крайне весомые связи в Москве, такой вопрос для них – плевое дело). И в итоге и он и мы остаемся ни с чем. У него хотя бы есть зарплата штатника, у аспирантов – только стипендия (8200р.), пожить на которую. ну сами понимаете.

Но самое главное, причина, по которой все подняли такой кипишь, это абстрактные баллы в отчетности факультетов: будут эти балы на физфаке (руководитель Иван Николаевич) или на химфаке (руководитель Иннокентий Афанасьевич). Из-за этой вот херни троих аспирантов лишили возможности заработка, а мне еще и пригрозили отсутствием будущего на кафедре.

Еще пара ремарок:
О работе на кафедре. Лично я уже давно пытался выбить себе хотя бы парочку вшивых групп, чтобы вести занятия. Но при том, что это никак не запрещается мне их упорно не дают. Даже тогда, когда уволился преподаватель, имеющий самую большую нагрузку на кафедре, часы с трудом со скрипом раскидали между остальными, но мне не дали ничего. Более того, я напросился вести хотя бы непрофильную информатику и по требованию все того же декана прошел доп. подготовку и получил диплом о праве ее преподавания (за все отвалил свои личные 27000. да, знаю, дурак, был наивен и глуп). Дали одну группу на один семестр и этим все кончилось.

Читайте также:  Недержание мочи у мужчин и женщин: причины, обследование, диагностика и лечение недержании мочи у женщин и мужчин

О том, на что жить. Казалось бы очевидно: ищи работу, получай доп. заработок. Скорее всего так и придется поступить, но. Это означает, что мне придется бросить науку. Заниматься ею всерьез, появляясь в университете через раз, поздним вечером или только на выходных (при чем для работы в воскресенье нужно получить специально разрешение, которое мне с милости того же декана не дадут) невозможно. Кроме того деканат ранее (в начале учебного года) уже показал, что крайне негативно воспринимает то, что аспиранты совмещают работу с учебой. Не спрашивайте, с чего это его колышет, факт остается фактом. Мой товарищ (аспирант младшего курса) устраивался учителем в школу. Деканат всеми силами этому мешал.

О будущем. Наука – это моя мечта. Абсолютно не представляю себя где-то еще, просто завяну со скуки на однообразной работе. Это не говоря уже о том, что у нас (по крайней мере в крае) химику то особо и некуда податься, кроме всяких аналитических лабораторий. У меня уже много интересных идей, которые я хотел бы развивать после своей защиты. Однако, по всей видимости, это не просто никому не нужно, руководство готово ради каких-то полумифических показателей (которые, к слову, на нашем факультете и без того самые высокие в крае) похерить это все и не у меня одного. Всерьез обсуждаем с коллегами вариант подать заявления об уходе из аспирантуры. Останавливает лишь то, что все это крайне неожиданно и мы даже понятия не имеем, куда нам после такого шага деваться.

Спасибо, что дочитали до этой строчки. Извините, что потратил ваше время и внимание, если вы сочли этот пост неинтересным.

Научная статья

О журнале

Журнал – «Наука, образование и культура» выпускается издательством «Проблемы науки» (Издатель – ООО «Олимп»).
Журнал зарегистрирован Роскомнадзором, свидетельство ПИ № ФС 77 – 63076.

Журнал обладатель ISSN-2413-7111. Все статьи из журнала размещается в eLIBRARY.RU договор с РИНЦ № 542-08/2015.

В состав Редакционного совета входят авторитетные российские ученые, а также ученые из Австралии, Белоруссии , Грузии , Казахстана, Украины , Узбекистана и др.

Официальная регистрация

Международная редколлегия

Сертификат

Издательство

Шаги публикации

  1. ЗАЯВКА. Заполните и отправьте заявку в Редакцию. Вам вышлют правила оформления научных статей. Для этого нажмите на кнопку «Опубликовать статью».
  2. ОФОРМЛЕНИЕ. Оформите научную статью в соответствии правилами и пришлите её вместе с заявкой в Редакцию. Вашу статью рассмотрят в течение до 48 часов.
  3. ОПЛАТА СЧЕТА. Оплатите, выписанный Вам счет, от руб. за одну страницу. Доставка почтой: Pdf бесплатно.
  4. ДОСТАВКА. Электронная версия станет доступна через 48 часов после выхода журнала. Доступ к ней, как ко всем статьям, бесплатный. Печатная версия изготавливается и рассылается почтой в максимально сжатые сроки.
Рецензированиедо 24 часов после поступления статьи
Оформление сертификата участникадо 48 часов после поступления статьи
Размещение в каталогах и на eLIBRARY.RUчерез 7 дней после выхода журнала
Выход печатной версии журналадо 7 дней после выхода журнала

СРОЧНЫЙ ОТТИСК

УНИКАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТОЛЬКО В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «ПРОБЛЕМЫ НАУКИ»

Не дожидаясь выхода печатной версии журнала, сразу после выхода электронной версии, мы высылаем автору следующий комплект документов.

1. Справка о публикации + 2. Распечатанные страницы из журнала со статьёй автора. Документы с живыми (мокрыми) печатями и подписями главного редактора. По желанию автора, печатный сертификат.

Журнал еще не покинет типографию, а комплект срочного оттиска уже будет у Вас!

Стоимость срочного оттиска 90 руб. Без доставки.

Если Вам нужен срочный оттиск, напишите это в письме.

Журнал в обязательном порядке рассылается:

1. Библиотека Администрации Президента Российской Федерации, Москва. Адрес: 103132, Москва, Старая площадь, д. 8/5;
2. Парламентская библиотека Российской Федерации, Москва. Адрес: Москва, ул. Охотный ряд, 1;
3. Российская национальная библиотека (РНБ). Адрес: 191069, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 18;
4. Научная библиотека Московского государственного университета. имени М.В. Ломоносова (МГУ), Москва. Адрес: 119899 Москва, Воробьевы горы, МГУ, Научная библиотека;
5. Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), Новосибирск. Адрес: 630200, Новосибирск, ул. Восход, д. 15;
6. Библиотека Российской академии наук (БАН), Санкт-Петербург; Адрес: 199034, Санкт-Петербург, Биржевая линия, 1;
7. Дальневосточная государственная научная библиотека, Хабаровск. Адрес: 680000, Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 1/72.
полный список >>>

ИЗДАТЕЛЬСТВО ПРИГЛАШАЕТ НА УДАЛЕННУЮ РАБОТУ

РЕЦЕНЗЕНТОВ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ. НАУЧНАЯ СТЕПЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНА

ВСЕ ВАКОВСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ. ОПЛАТА – 300 руб. ЗА РЕЦЕНЗИЮ

ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ? НАПИШИТЕ НА:

Бесплатный официальный сертификат

Платный сертификат о публикации
Бесплатный сертификат о публикации

Авторы журнала «Наука, образование и культура», по их желанию, получают сертификат о публикации статьи. Предусмотрено как платная, так и бесплатная форма сертификата о публикации. Также Редакция предоставляет бесплатно официальную справку о публикации.

Моментальная публикация

Каждое крупное издание должно иметь международный стандартный серийный номер (англ. International Standard Serial Number — ISSN) — уникальный номер, позволяющий идентифицировать любое периодическое издание независимо от того, где оно издано, на каком языке, на каком носителе. Нашему изданию присвоен ISSN, но есть одна важная особенность, отличающие наше издание от других.

Как возможна моментальная публикация? Не только журналу «Наука, образование и культура» Международным центром в Париже присвоен печатный ISSN (2413-7111), но и сайту HTTP://SCIENTIFICARTICLE.RU Российской книжной палатой присвоен электронный ISSN (2541-7819). Это значит, что с момента публикации статьи на сайте HTTP://SCIENTIFICARTICLE.RU, автор получает полноценную электронную научную публикацию, на которую может ссылаться в своих научных трудах, а в момент выхода печатной версии журнала «Наука, образование и культура», полноценную печатную публикацию.

Наши договора

Печатный ISSNЭлектронный ISSN

Кратко и просто о eLIBRARY и РИНЦ. Все научные издания разделяются на те, которые включены в eLIBRARY и те, которые включены РИНЦ. Публикации, входящие в РИНЦ – более авторитетная часть публикаций на eLIBRARY. Публикации на eLIBRARY и в РИНЦ учитываются как результат научной работы автора и в показателях его цитируемости. Разница в том, что у авторов существует индекс Хирша по всем публикациям на eLIBRARY.RU, а также индекс Хирша по публикациям в РИНЦ. На данный момент все издания издательства «Проблемы науки» входят в eLIBRARY.

Полный график выхода журналов и сборников конференций издательства «Проблемы науки»

НЭБ (РИНЦ) № 542-08/2015
ПАО «Сбербанк»Российская книжная палатаФГУП «Почта России»

Срочная публикация!

Ближайшие публикации

Дата выходаНаименование журнала /
конференции
Оплаченные статьи до
(включительно)
27.04.2020 г.Проблемы педагогики eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор 27.04.2020 г.
30.04.2020 г.Вестник науки и образования ( моментальная публикация в электронном, высокий импакт-фактор). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор 28 .04.2020 г.
30.04.2020 г.Отечественная юриспруденция (специализированное издание). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор 28.04.2020 г.
30.04.2020 г.Научный журнал (упрощенное оформление). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор 28.04.2020 г.
30.04.2020 г.International scientific review (Международный научный обзор проблем истории, культурологии и филологии). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор. 690 руб. за всю статью 28.04.2020 г.
30.04.2020 г.Проблемы науки (упрощенное оформление) eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор 28.04.2020 г.
28.04.2020 г.Наука, образование и культура eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор 28.04.2020 г.
29.04.2020 г.Наука, техника и образование (высокий импакт-фактор). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор. 28.04.2020 г.
30.04.2020 г.International scientific review (Международный научный обзор проблем права, социологии и политологии). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор. 690 руб. за всю статью 28.04.2020 г.
06.05.2020 г.Наука и образование сегодня eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор01.05.2020 г.
07.05.2020 г.European research ( Сборник в Великобритании. Международная зарубежная конференция). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор02.05.2020 г.
08.05.2020 г.Вестник науки и образования ( моментальная публикация в электронном/печатном, высокий импакт-фактор). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор03.05.2020 г.
12.05.2020 г.International scientific review (Международный научный обзор проблем технических наук, математики и информатики). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор. 690 руб. за всю статью07.05.2020 г.
12.05.2020 г.Academy (упрощенное оформление). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор07.05.2020 г.
13.05.2020 г.Проблемы современной науки и образования (высокий импакт-фактор). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор18.05.2020 г.
14.05.2020 г.Современные инновации (Международная российская конференция). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор10.05.2020 г.
15.05.2020 г.Вестник науки и образования ( моментальная публикация в электронном, высокий импакт-фактор). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор10.05.2020 г.
18.05.2020 г.Научный журнал (упрощенное оформление). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор13.05.2020 г.
19.05.2020 г.European science (рассылка в зарубежные вузы и научные центры). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор14.05.2020 г.
20.05.2020 г.Проблемы науки (упрощенное оформление) eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор15.05.2020 г.
21.05.2020 г.International scientific review ( Сборник в США. Международная зарубежная конференция). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор21.05.2020 г.
22.05.2020 г.Вестник науки и образования ( моментальная публикация в электронном/печатном, высокий импакт-фактор). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор14.05.2020 г.
25.05.2020 г.Отечественная юриспруденция (специализированное издание). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор20.05.2020 г.
25.05.2020 г.International scientific review (Международный научный обзор проблем экономики, финансов и менеджмента). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор. 690 руб. за всю статью20.05.2020 г.
26.05.2020 г.Проблемы педагогики eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор21.05.2020 г.
27.05.2020 г.Наука, образование и культура eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор22.05.2020 г.
28.05.2020 г.Наука, техника и образование (высокий импакт-фактор). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор.23.05.2020 г.
29.05.2020 г.Вестник науки и образования ( моментальная публикация в электронном, высокий импакт-фактор). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор24.05.2020 г.
29.05.2020 г.International scientific review (Международный научный обзор проблем права, социологии и политологии). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор. 690 руб. за всю статью24.05.2020 г.
03.06.2020 г.International scientific review (Международный научный обзор проблем естественных наук и медицины). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор. 690 руб. за всю статью28.05.2020 г.
05.06.2020 г.Economics (специализированное издание). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор01.06.2020 г.
11.06.2020 г.International scientific review (Международный научный обзор проблем философии, психологии и педагогики). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор. 690 руб. за всю статью06.06.2020 г.
19.06.2020 г.International scientific review (Международный научный обзор проблем истории, культурологии и филологии). eLIBRARY, Академия Google, Российский импакт-фактор. 690 руб. за всю статью14.06.2020 г.

Мы рецензируем, редактируем, корректируем Ваши работы. Если редакция получит статью в последний день, есть большая вероятность того, что мы не успеем обработать Вашу статью. Убедительная просьба, если Вы хотите опубликоваться в ближайшем номере, не откладывайте отправку заявки. Потратьте одну минуту, заполните и отправьте заявку в редакцию.

Если Вы хотите опубликоваться не в журнале «Наука, образование и культура», а в другом журнале издательства «Проблемы науки», >>” >его можно выбрать здесь >>>

Журнал «Наука, образование и культура» выходит ежемесячно 29 числа (ежемесячно уточняется). Следующий номер журнала № 04(48), апрель 2020 г. Выйдет – 28.04.2020 г. Статьи принимаются до 28.04.2020 г.

Где искать научные статьи в открытом доступе. Большая подборка легальных ресурсов

Один из самых удобных инструментов для бесплатного доступа — расширение для браузеров Chrome и Firefox Unpaywall. Оно автоматически ищет полные тексты научных статей. Если вы заходите на страницу какой-нибудь публикации, справа на экране появляется иконка с изображенным на ней замком. Если она зеленая и замок открыт, то достаточно просто нажать на него, и вы автоматические перейдете на страницу с полным текстом статьи в формате PDF. Установить расширение можно на его сайте.

2. Академия Google

Другой сайт, который может помочь, — это Академия Google. Вы просто пишете название статьи в поисковой строке и читаете полный текст. Если он, конечно, есть в открытом доступе.

3. Open Access Button

Если ни Unpaywall, ни Академия Google вам не помогли, может пригодиться сайт Open Access Button. Большая волшебная кнопка справится с поиском нужной статьи.

Этот сайт был создан специально для того, чтобы решить проблему открытого доступа к статьям. На ArXiv ученые выкладывают препринты своих статей, то есть черновики, которые в итоге публикуются с некоторыми изменениями. Большинство авторов — математики и физики, но сейчас по инициативе фонда Присциллы Чан и Марка Цукерберга разрабатывается аналог для биологии и других естественных наук — BioRxiv.

Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» — крупнейшее в России собрание научных статей, в основном на русском языке, хотя есть и иностранные публикации.

6. Библиотека eLibrary

На этом сайте выкладываются статьи и научные публикации, входящие в РИНЦ (российский индекс научного цитирования). Необходима регистрация, причем вас могут попросить указать специальный пароль вашей организации. В профиле сохраняются настройки поиска и ваши подборки статей.

7. Электронные библиотеки, сотрудничающие с вузами

У многих вузов все-таки есть подписки на разные научные журналы. Они заключают договоры с электронными библиотеками, например с ЭБС «Университетская библиотека онлайн» или IQ Library.

Узнайте, с какой библиотекой сотрудничает ваш вуз и как получить к ней доступ. Например, в МГУ доступ ко всем подпискам университета автоматически активируется, если вы ищете статью в компьютерном классе или через Wi-Fi-сеть МГУ.

8. Российская государственная библиотека (РГБ)

У РГБ есть электронный каталог, в котором можно найти не только статьи, но и диссертации и монографии на разные темы. К сожалению, не все работы есть в электронном варианте, но в каталоге есть функция «проголосовать за перевод в электронный вид необходимой книги или статьи». Сроки, к сожалению, неизвестны.

9. Авторы статей или коллеги-ученые

Если нигде на вышеперечисленных ресурсах не удается найти статью, можно попробовать написать напрямую авторам или их коллегам и попросить полный текст. В научном мире это довольно распространенная практика. И есть два отработанных способа: написать в твиттере пост с хэштегом #icanhazpdf и указать, какую статью вы ищете и куда вам ее прислать, или зарегистрироваться на сайте Research Gate, найти нужную статью в профиле автора и нажать на кнопку «попросить полный текст». Чаще всего авторы отвечают в течение недели и присылают файл на указанную в профиле почту. Кстати, в этом случае статью можно даже обсудить с самим автором. Аналогичный ресурс, но более популярный среди ученых, работающих в области социальных и гуманитарных наук, — Academia.edu. Там часто даже просить ничего не надо — статьи, препринты, доклады и даже главы из книг можно скачать прямо из профиля исследователя.

10. Специализированные базы данных

Помимо перечисленных выше ресурсов, существуют различные специализированные базы полных текстов статей, вот список самых крупных из них:

База в основном по медицине и биологии, иногда содержит ссылки на полные бесплатные тексты статей.

Обширная база англоязычных статей, журналов и научных работ по самым разнообразным темам.

Крупнейшая библиографическая база статей по медицинским наукам (NLM). Интегрирована в сервис SciFinder.

Сайт с электронными версиями психологических журналов.

Наиболее полный и надежный источник химической информации, охватывающий более 99% текущей литературы по химии, включая патенты. Также там можно найти информацию по биологическим и биомедицинским наукам, химической физике, инженерии.

Англоязычная база данных со статьями и научными публикациями по психологии из разных стран мира.

7.Сборники статей от Frontiers

Frontiers делает подборки статей по разным темам и выкладывает их в открытый доступ.

Научная статья: что это?

Современные ученые выделяют различные виды научных статей – это зависит от выбранной автором темы и метода исследования.

Публикация научных работ (далее – НР) является одним из необходимых условий научно-исследовательской деятельности. Именно по наличию опубликованных трудов оценивают потенциал молодого ученого, а также весомость вклада в науку опытных исследователей.

Что такое научная статья

Научная статья – это логически завершенное исследование какой-либо проблемы, осуществленное посредством применения научного метода. Это понятие научной статьи в самом упрощенном виде.

В любой публикации такого рода описывается актуальность исследования, цели и задачи изыскания, а также суть новаторства изложенных идей. Автор, публикуя свое исследование, закрепляет за собой авторское право на ту или иную идею.

В отдельную разновидность публикаций в сфере науки включаются так называемые обзоры, представляющие собой анализ трудов ученых по определенной тематике. Такая работа может быть написана в форме полемики с аргументированным изложением собственного мнения по рассматриваемому вопросу.

Работы ученых, как правило, изложены:

  • в безличной форме;
  • разделены на логические блоки;
  • все блоки взаимосвязаны между собой;
  • имеется четкая структура текста.

Пример структуры текста работы:

  1. Заголовок
  2. Аннотация
  3. Ключевые слова
  4. Вступительная часть
  5. Основная часть
  6. Заключительная часть с выводами
  7. ссылки или список использованной литературы

Виды научных статей

В зависимости от предмета и метода исследования выделяют несколько видов опубликованных научных статей. Это теоретические, практические и обзорные работы.

  • Научно-теоретические статьи – это изложенные в доступной форме теоретические разработки в определенной области. Ценность таких НР неоспорима – в них автор может проанализировать закономерности и объяснить их причины.
  • Научно-практические статьи – это публикации экспериментальных исследований, в таких работах приводятся результаты полученных опытов, раскрывается их практическая значимость.
  • Обзорные исследования – это, прежде всего, обозрение, в котором приводится мнение различных ученых по исследуемому вопросу и, как правило, излагается мнение автора.

Также имеет место выделение разновидностей публикаций по жанру изложения:

  1. аналитические;
  2. научно-публицистические;
  3. научно-исследовательские.

Именно эти разновидности НР и их понятия мы и рассмотрим.

Аналитическая статья

Аналитическая статья – это опубликованная исследовательская работа, представляющая собой анализ факторов, позволяющих найти решение той или иной научной задачи.

В данной работе автором приводятся исходные данные, анализируются взаимозависимость фактов, взаимосвязь закономерностей. Отличительной особенностью такой публикации является использование общепринятых в науке методов исследования, тщательная проработка темы.

В аналитической работе автором приводятся рассуждения по схеме:

ЕСЛИ ТО

Разновидности аналитических публикаций:

  • установочные или программные;
  • научные и обзорные.

Аналитические публикации излагаются строго научным стилем, для которого характерно использование специальных терминов и определений. В данном случае не должна присутствовать лексика с разговорной окраской

Программные НР обычно содержат анализ динамики развития и состояния сферы деятельности, которую представляет журнал. В них необходимо обеспечить аргументированность, обоснованность выдвигаемых положений, так как публикации подобного рода содержат вектор для дальнейших изысканий ученых.

Аналитические программные публикации отличаются четко определенной направленностью тематики, тщательной проработкой материала; наличием теоретического и практического обобщения значительных явлений, событий; доказанностью выводов и предложений, а также новизной

Обзорные публикации представляют собой концентрированный анализ источников литературы по определенной тематике.

Научно-публицистическая статья

Научно-публицистическая статья – это исследовательская работа, характеризующаяся сочетанием научного и публицистического стилей. По сути, такая публикация характеризуется более свободной формой подачи материала, понятийный аппарат ориентирован на более широкую аудиторию.

Такая публикация написана «живым», более эмоциональным языком, чем аналитические статьи. Здесь допускается выразить личное отношение автора к рассматриваемой проблеме

Для научно-публицистических трудов, адресованных широкой публике, характерны:

  • актуальность затронутой в статье проблемы для общества;
  • понятный самой различной аудитории язык;
  • эмоциональный подтекст изложения;

Научно-исследовательская статья

Научно-исследовательская статья – это логически цельное исследование. Публикация данной категории, как правило, имеет следующую структуру:

  1. Введение – гипотезы и причины, побудившие начать исследование, а также предполагаемые результаты исследования.
  2. Эксперимент – описание методики, использованной для сбора данных и для проведения наблюдений.
  3. Результаты и выводы.

Проводимые изыскания отражаются в научно-исследовательских работах наглядно – это одна из характерных особенностей научного стиля публикуемых статей. Это могут быть таблицы, диаграммы, графики и т.п. При их оформлении необходимо соблюдать положения ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 7.32-2001.

Статья ВАК

Научная ВАК статья – это работа, опубликованная в одном из журналов или сборнике научных трудов, включённых Высшей аттестационной комиссией России в перечень изданий, отвечающих определенным высоким критериям, установленным ВАК. Иными словами, это авторитетные, признанные ВАК издания или сборники научных статей. Сборник научных статей ВАК – это собрание статей, выпущенные одним изданием, входящим в перечень ВАК.

Для чего нужно публиковать научную статью именно в журналах ВАК? Если Вы являетесь соискателем на получение ученой степени, результаты Вашей диссертации должны быть опубликованы в журнале или сборнике ВАК

В целом, каких-то особых требований, отличающихся от требований других изданий, к статьям ВАК нет. Также как и любая публикация, статья ВАК должна отличаться:

  • новизной;
  • освещением методов получения данных;
  • практической значимостью.

Рекомендации по написанию научной статьи

Публикация научных статей – это процесс, который подчиняется определенным правилам. Поэтому к написанию статьи необходимо приступать, зная заранее требования, предъявляемые публикациям подобного рода.

Крайне важен выбор темы. При выборе темы автор должен четко понимать, насколько вопрос исследован учеными ранее.

В связи с этим необходимо ознакомиться с основной литературой, касающейся выбранной темы. Для этого обязательно посетите библиотеки, архивы учебных заведений, в сети также найдется немало трудов и публикаций.

Точность полученного результата прямо пропорционально зависит от количества изученных источников.

В противном случае Вы можете «попасть пальцем в небо», заявив права на уже изученную область науки.

Выбор названия – дело не менее ответственное, чем изложение самой идеи. Если название будет выбрано удачно, Вы привлечете к своему исследованию потенциальных читателей. И напротив, если заголовок не отразит кратко и емко, что Вы хотите сказать, уровень читательского интереса будет гораздо ниже.

В среднем, объем работы составляет 5-10 страниц машинописного текста.

Также обычно необходимо писать аннотацию, которая состоит из 5-10 предложений, и ключевые слова к Вашему исследованию.

Научные статьи – это, по определению, официальный, публицистический, научный стиль изложения, структурированность, наличие выводов, исследовательский подход.

Здесь неуместны яркие заголовки, использование жаргонизмов, художественный стиль написания не приветствуется.

Конечная цель любой публикации в сфере науки – польза людям, поэтому свой труд необходимо ориентировать на определенную аудиторию.

Раскрывая проблему, обязательно кратко напишите о результатах исследований других ученых. Даже если ваш вопрос абсолютно эксклюзивен, его всё равно можно, так или иначе, связать со смежными направлениями науки

Нужно иметь в виду, что должна иметь место некая слаженная композиция текста, структура, выстраивайте содержание максимально логично, смысл одного абзаца вытекает из предыдущего.

В публикациях подобного рода нередко используют различные способы визуализации сложно воспринимаемой информации – диаграммы, схемы, наглядные графики.

Необходимо помнить, что Ваш труд и его оформление должны соответствовать тому журналу или сборнику статей, в котором вы намерены опубликовать Вашу работу. Поэтому нужно определиться, в какой журнал или сборник статей Вы будете направлять Ваше произведение и предварительно ознакомиться с работами, публикуемыми там, на предмет объема, нюансов оформления и т.д.

Если Вы определились с изданием, в который намерены направить свое «детище», соотнесите содержание Вашего труда с целевой аудиторией журнала. Написанный Вами текст должен быть в «формате».

Понятийный аппарат, определения, пояснения, ссылки должны быть понятны читателям издания

Текст нужно делить на абзацы, разделы – это облегчает восприятие информации.

Необходимо грамотно и доходчиво подвести изложение материала к окончательным выводам, как можно более ясно изложить их. Именно выводы являются главной ценностью Вашего труда.

Требования к оформлению статей ужесточаются из года в год.

В случае их несоблюдения Вам запросто могут отказать в публикации по формальным основаниям.

Прежде всего, Вам необходимо зайти на сайт издания, в которое Вы решили отправить свое исследование и внимательно прочитать правила оформления статей.

В сопроводительном письме укажите свои данные – ФИО, место работы, должность, ученую степень, почтовый адрес и электронный адрес. Хорошо будет, если в письме Вы отправите краткое описание своей статьи – так Вы значительно облегчите работу редактора.

Следует иметь в виду, что некоторые издания требуют наличия рецензий к статье. В таком случае Вам следует позаботиться о наличии данного документа.

Написание статьи – это нелегкий труд, требующий интеллектуальных и временных затрат, но результат этих вложений – прогресс в сфере науки, – несомненно, стоит гораздо большего, ведь, как сказал Гиппократ – область науки безгранична, а жизнь коротка.

Как правильно искать и читать научные статьи?

В этом туториале рассмотрим, как искать и эффективно читать научные статьи по машинному обучению и анализу данных, где эти навыки наиболее востребованы.

Почему именно научные статьи? Если вам необходимо знать актуальное академическое мнение по какому-либо вопросу, то оно изложено в последних научных публикациях. Легко согласиться с мнением эксперта, но чтобы самому стать экспертом, нужно развить критическое мышление и детально разбираться в интересующей вас области. Необходимо регулярно читать последние публикации. Это требует терпения и практики, однако результаты оправдают затраченное время.

Кроме того, в научных статьях рассматриваются современные вопросы и их решения, что открывает возможность быть на шаг впереди конкурентов. Крупные компании экономят собственные ресурсы, следя за работами научного сообщества. Вместо трудоемкой разработки алгоритмов можно реализовать лучшие из решений, предлагаемых в научных статьях.

Как выбирать и где искать научные статьи?

Reddit

Один из самых простых путей для поиска публикаций по вашей тематике, это чтение специализированных веток на Reddit. Так, например, пользователями ветки MachineLearning еженедельно добавляются подборки актуальных публикаций. Если вы делаете первые шаги в этой области, ветки полезны не только ссылками на сами научные статьи, но и активным обсуждением членами сообщества, чего обычно не хватает в тематических архивах статей.

Персональные тематические архивы научных статей

Статьи могут быть собраны в структурированный архив отдельными людьми, сообществами или корпорациями. Так, Андреем Карпатовым, руководителем отдела по разработкам в сфере искусственного интеллекта в компании Tesla, создан сайт Arxiv Sanity.

Этот ресурс представляет собой архив научных публикаций по различным областям машинного обучения. Можно сортировать публикации по времени или популярности, вступать в обсуждения и т. д.

Тематические архивы публикаций

Одной из сложностей в публикации научных работ является длительная процедура издания, в частности процессы рецензирования, корректуры и верстки журнала. Многие ученые для того, чтобы своевременно ознакомить научное сообщество с полученными результатами до выхода статьи в журнальной версии, выкладывают предварительные тексты своих работ, называемые препринтами.

Самыми крупными архивами препринтов по тематике Computer Science являются Cite Seer X и arXiv.org.

Сайт arXiv.org базируется на серверах библиотеки Корнеллского университета, исходно ресурс в большей мере был посвящен статьям по физике, но доля публикаций по Computer Science стремительно растет. Однако научные статьи по машинному обучению нужно искать в другой категории – в статьях по статистике.

Корпоративные архивы статей

Крупные корпорации не только используют публикации научного сообщества, но тратят существенные деньги на исследования в собственных лабораториях. Это позволяет им работать на опережение, первыми вводить в свое программное обеспечение новые решения и задавать современные стандарты.

Результаты этой работы публикуются в тематических журналах и добавляются в корпоративные архивы. Так, на сайте Research at Google можно найти публикации, распределенные по 21 категории, связанных с различными сферами исследований.

Британская компания Deepmind, ставшая подразделением Google в 2014 году, продолжает вести архив публикаций, специализирующийся на статьях, посвященных искусственному интеллекту.

Поиск статей

Все указанные выше источники – тематические. Однако часто на практике требуется найти публикацию, которой по каким-то причинам нет в перечисленных архивах. Самым популярным ресурсом по поиску научных статей является Google Академия (Google Scholar).

Если вам нужна не конкретная статья, а вы ищите публикации по заинтересовавшей теме, рассматривайте в первую очередь самые последние и хорошо цитируемые источники.

Как читать научные статьи?

Казалось бы, вопрос в подзаголовке довольно дурацкий. Берешь статью и читаешь от начала до конца. Но, следуя такой линейной стратегии, большинство новичков отказываются от этого занятия – научные статьи это не художественная литература, и требует напряженной работы.

Чтобы сделать процесс более эффективным, опытные читатели рекомендуют использовать стратегию многостадийного чтения. Мы рассмотрим это на примере чтения публикации в три прохода.

Первое прочтение: беглый обзор

В процессе работы со статьями важно иметь четко поставленную цель. Статьи сами по себе не лучший способ для того, чтобы прокачать свои навыки. Если есть цель, вы более осмысленно и мотивированно работаете с конкретной статьей, даже если в ней представлен сложный материал.

Научные публикации всегда строятся по очень близкому сценарию: Введение – Методы – Результаты – Обсуждение. Нередко научные статьи сопровождаются дополнительными материалами (Supplementary Materials), которые для удобства чтения выносятся за пределы публикации, однако являются важной частью исследования. Например, в машинном обучении это могут быть массивы экспериментальных данных или программная реализация алгоритма.

Чтение любой статьи начинается с заголовка, по которому вы понимаете, интересна ли вам тема статьи или нет. После заголовка следует аннотация (abstract), содержащая выжимку из работы, описывающую ключевые моменты исследования и достигнутые результаты. На первом этапе для вас это самая важная часть текста.

Если аннотация вас заинтересовала, бегло просмотрите введение. Во введении авторы исследования приводят ссылки к другим публикациям, которые обычно в виде списка литературы приводятся в конце публикации. Далее пробегитесь глазами по всей статье, оцените ее объем и структуру. Прочитайте заголовки и подзаголовки. Просмотрите рисунки. При первом просмотре никогда не акцентируйте внимание на математических выкладках. Прочитайте заключение работы, в нем должно быть сделано обобщение полученных результатов – более полное, чем того позволяет аннотация.

При первом прочтении главное – понять структуру статьи, цель и задачи работы, использующиеся инструменты и достигнутые результаты, внесенный авторами вклад. Может оказаться, что вы поймете, что тема слишком далека от ваших интересов. Экономьте свое время, беритесь за чтение только тех статей, которые стоят потраченного времени. Но если беглый просмотр вас удовлетворил, приступайте ко второму этапу.

Второе прочтение: работа с конспектом

После того как вы убедились, что прочтение статьи принесет пользу, очень полезно завести файл заметок – конспекта публикации, в который вы запишите все новые и непонятные вещи. Если вы используете Python, для этой цели отлично подойдет Jupiter Notebook, в котором можно одновременно писать обычный текст, записывать математические изображения и запускать программный код.

Если вы взяли статью из комментируемого источника, просмотрите ее обсуждение. Сравните первые впечатления с замечаниями людей. Занесите в конспект моменты, на которые стоит заострить внимание.

При втором чтении изучайте статью уже более вдумчиво. Изучая введение, соотнесите ссылки, предоставляемые авторами, со списком литературы: может быть, вы уже читали некоторые работы, или авторы дают ссылки на интересные ресурсы. На основе списка литературы вы можете создать специальный список работ для дальнейшего чтения – в них могут содержаться те вопросы, что не рассматриваются в читаемой публикации, так как они были подробно рассмотрены там.

Очевидно, что при чтении вам встретятся незнакомые вещи. В этом нет ничего страшного, копируйте в электронный конспект всё непонятное, особенно наиболее часто встречающиеся термины. Ни в коем случае не ищите сразу их определения. Иначе вы будете слишком часто отвлекаться, терять нить рассказа и будете утомлены переключением между основным текстом и поиском определений.

Постарайтесь пока рассмотреть публикацию с позиций тех знаний, которыми вы уже обладаете. Разберитесь в общих чертах, на «высоком уровне», в математических выкладках. Поймите принципы приведенных в статье алгоритмов. Выпишите в конспект незнакомые математические концепции и функции. Не забывайте читать подписи рисунков и графиков – часто в них даются дополнительные разъяснения.

Третье прочтение: математика, алгоритмы, программирование

После второго прочтения конспект будет полон незнакомых терминов и концепций. Перед заключительным чтением раскройте в конспекте все незнакомые термины. Посмотрите дополнительные ресурсы по тому, что только что изучили: статьи, туториалы, видео, добавьте в конспект поясняющие схемы и скриншоты.

При третьем чтении сфокусируйтесь на математике. Разберите детально каждую математическую строчку. Используйте ручку и бумагу. Обращайтесь к Википедии, когда вам нужно разобраться в более общих вопросах. Если какие-то шаги пропущены как очевидные, выполните их самостоятельно, чтобы убедиться в собственном понимании каждого шага рассуждения. Если в исследовании имеются экспериментальные данные, оцените их воспроизводимость.

Когда вы, наконец, будете считать, что полностью разобрались во всех вопросах, попробуйте написать соответствующий статье программный код. Переведите уравнения на язык функций, введите необходимые параметры, используйте сопроводительные материалы. Если есть код, доступный на GitHub или другом ресурсе, скачайте и просмотрите его, запустите. В коде наверняка встретятся поясняющие комментарии, которые помогут понять практические моменты применения предлагаемых в статье решений. Поиграйте с частями кода и значениями параметров, чтобы понять их влияние на работу алгоритма в целом.

Заключение

Если у вас остались какие-то вопросы, задайте их в сообществе, посвященном публикациям в вашей области исследований. Если же все ресурсы исчерпали себя, попробуйте написать авторам статьи. Для этого в работе после списка авторов обычно указывается e-mail автора-корреспондента.

Еще один полезный прием – читать статьи в заинтересованной компании, например, вместе с коллегами по работе. То, что кажется сложным при чтении одному, может существенно упроститься в результате обсуждений. Если почувствовали, что хорошо разобрались в теме, и думаете, что ваш опыт будет полезен для сообщества, напишите об этом статью на популярном сайте или запишите видео. В этом вам отлично поможет конспект, составленный на втором этапе и дополненный кодом на третьем чтении. Полученный вами отклик зарекомендует вас в сообществе как эксперта в этой области, а задаваемые другими пользователями вопросы позволят выявить лакуны в знаниях.

Добавить комментарий