Нарушения речи — причины, формы патологии и ее последствия

Причины речевых нарушений
статья по логопедии по теме

Причины, приводящие к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Скачать:

ВложениеРазмер
prichiny_rechevyh_narusheniy.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Причины речевых нарушений.

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

Таким образом, существует две группы причин, приводящим к нарушениям речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений.

-Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания, диабет, другие заболевания, требующие лечения. Инфекционные заболевания: краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).

-Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы.

-Перенесенные переливания крови.

-Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

-Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенк.а матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество – непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

-Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты).

-Курение во время беременности, употребление алкоголя. В настоящее время изучена клиническая картина различных нарушений развития плода и ребёнка алкогольно – эмбрионопатического генеза (происхождения), сочетающаяся с нарушениями речи. Научно доказано влияние алкоголя (даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи, описан алкогольный эмбрионопатический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития.

-Неблагоприятный возраст матери для беременности (беременности до достижения 18 лет или после 40 лет).

-Особые психические нагрузки матери в период беременности (семейного или профессионального характера; нагрузки социального характера: экономические и материальные трудности, проблемы интеграции).

– Наследственная предрасположенность, генетические аномалии (По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя).

-Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, хронические заболевания).

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений.

-Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического и речевого развития.

-Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

-Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

-Неблагоприятное влияние на развивающуюся речь детей оказывает и такой социальный фактор, как «двуязычие». В этих случаях ребенок, только начинающий овладевать речью, вперемешку слышит слова из разных языков, с разными особенностями звукопроизношения и грамматического строя.

– Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей и ненормированности произношения. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия.

-Речь дошкольника еще не совершенна и выделяют несколько критических периодов развития речи: в год интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью, чтением. В эти периоды увеличивается нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития.

-Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.

Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии.

1. Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М., 2002.

2. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Левиной Р.Е. М., 1967

Нарушения речи

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Нарушения речи

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Современные классификации рассматривают нарушения речи с позиций этиопатогенеза (клинико-педагогическая клас­сификация) и в аспекте расстройства психофизической организации речевой деятельности (психолого-педагогическая классификация).

Таким образом, клинико-педагогическая клас­сификация включает нарушения письменной речи (дислексию/алексию, дисграфию/аграфию) и нарушения устной речи, которые делятся на расстройства фонационного (внешнего) оформления речи (дислалию, дизартрию, ринолалию, брадилалию, тахилалию, заикание, нарушения голоса) и расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалию и афазию).

Психолого-педагогическая классификация выделяет нарушения языковых компонентов речи (ФФН и ОНР), а также нарушения в применении языковых средств (заикание, мутизм). Возможны сложные комбинированные дефекты (ФФН + заикание, ОНР + заикание).

Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовые травмы и пр.; в первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции. Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом, разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы, опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.

Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования (специализированных ДОУ, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.), в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах, домах ребенка и т. д.), частных развивающих центрах. В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.

Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж, логоритмика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, при необходимости – хирургическим вмешательством.

Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента зарождения новой жизни и продолжается уже после рождения, на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

Ознакомиться с основными видами речевой патологии и формами логопедического воздействия Вы можете в разделах «Нарушения речи» и «Логопедия» на сайте «Красота и медицина». Вашему вниманию также предлагается каталог организаций, оказывающих логопедическую помощь, удобный сервис поиска специалиста-логопеда в Москве с возможностью онлайн-записи на консультацию и лечение.

Причины возникновения речевых нарушений

Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.

В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы — органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

Группа органических причин

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.

Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод — первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

  • Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными — гестоз (токсикоз) первой и второй половины беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
  • Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы).

Опасным повреждающим действием на плод обладает цитомегаловирус. Инфицирование этим вирусом на ранних стадиях беременности приводит к гибели эмбриона и самопроизвольному аборту. При сохранении беременности цитомегаловирус вызывает аномалии развития плода. Заражение вирусным гепатитом также представляет большую опасность для плода, так как на всех стадиях беременности может вызывать различные аномалии плода.

  • Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.
  • Несовместимость крови матери и плода. Проникая через плаценту, антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества — непрямого билирубина. Его действие поражает отделы мозга, что приводит к врожденной патологии слуха и речи.
  • Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) — недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
  • Курение, прием алкоголя и наркотических веществ. Никотин, являясь основным токсическим компонентом табачного дыма, оказывает отрицательное влияние на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием тормозятся процессы активной транспортировки аминокислот от матери к плоду. В результате этого нарушаются процессы, связанные с увеличением массы плода (отставание массы тела при доношенной беременности может достигать 300 грамм и более, причем дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка). Кроме того, дети, чьи матери в период беременности продолжали интенсивно курить (более 20 сигарет в день), впоследствии могут быть охарактеризованы как гиперактивные и расторможенные, и зачастую испытывают больше трудностей в учебе.

    Алкоголь и наркотические вещества оказывают отрицательное влияние на развитие плода, а также умственное и физическое развитие новорожденного. При злоупотреблении матерью алкоголем и наркотиками может возникать синдром, характеризующийся множественными аномалиями развития плода и нарушениями физического и психического развития ребенка: нарушениями центральной нервной системы (гипервозбудимости, дискоординации движений, снижении интеллекта), замедлении роста, аномалиями лицевого черепа (удлинение лица, низкий лоб, недоразвитие подбородка, ушных раковин, косоглазия), а также аномалиями внутренних органов и конечностей.

  • Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью. К ним относятся:
    • Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). При употреблении на ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода.
    • Ототоксические препараты — антибиотики — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин; диуретики — фуросемид; а также — аспирин, хинин, вызывающие дистрофию слухового нерва с развитием врожденной глухоты.
    • Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан), быстро проникая через плаценту, могут вызвать у плода кровоизлияния в мягкие мозговые оболочки и внутренние органы.
    • Назначение на ранних сроках беременности антидепрессивных препаратов (имизин, амитриптилин) и транквилизаторов (сибазон, мепротан), приводят к интоксикации плода.
  • Неудачное прерывание данной беременности может повлечь за собой аномалии и пороки развития плода.
  • Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения — ультрафиолетового, ионизирующей радиации). Плод обладает высокой чувствительностью к действию ионизирующих излучений, на ранних сроках беременности они вызывают его гибель или оказывают повреждающее действие на центральную нервную систему, органы зрения и кроветворную систему плода.
  • Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.
  • 2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии

    По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.

    В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений — от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.

    3. Вредности родового периода

    • Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям. Причины родовых травм могут быть разные — узкий таз матери, механическая стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.
    • Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.
    • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
    • Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

    4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни

    В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:

    • Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.
    • Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.
    • Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.
    • Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
    • Прием ототоксических антибиотиков, приводящих к снижению слуха.

    Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств — эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой), положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.

    Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

    1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

    В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

    2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

    3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

    4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

    В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

    Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

    Нарушения речи — причины, формы патологии и ее последствия

    Речь — важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка. Воспроизведение речи осуществляется с помощью аппаратов дыхания, жевания, глотания, голосообразования и артикуляции. Большое значение при этом имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояния придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. В реализации речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы (схема 6). Однако центральным звеном аппарата речи является кора головного мозга – преимущественно доминантного полушария (рис. 13). Таким образом, всю совокупность физиологических механизмов, участвующих в формировании речи, можно разделить на две группы — механизмы восприятия и механизмы воспроизведения речи.

    Выделяют два основных вида речи: импрессивную и экспрессивную.

    Импрессивная речь – понимание устной и письменной речи (чтение). В психологическую структуру импрессивной речи входят процессы восприятия и анализа звукового и буквенного состава речи.

    Экспрессивная речь – воспроизведение устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (выполнение мыслительных операций и действий в уме), которая завершается развернутым речевым высказыванием.

    Речь неразрывно связана с мышлением, хотя в филогенезе речи и мышления выделяется доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная — в развитии речи.

    В возрасте около 2 лет у ребенка между мышлением и речью наступает переломный момент, и речь постепенно становится механизмом, «орудием» мышления (Л.С. Выготский). Но до становления «внутренней речи» у ребенка как бы появляется речь, обращенная к самому себе — «эгоцентрическая внешняя речь». Появление такой речи связано с какой-либо деятельностью ребенка (интеллектуальная, игровая), когда во время игры либо при решении интеллектуальных задач он начинает рассуждать вслух.

    Элементы эгоцентрической речи часто встречаются и у взрослого, когда он, решая какую-либо интеллектуальную задачу, начинает непроизвольно размышлять вслух и произносить какие-то слова, фразы, понятные только ему.

    Сложность, многоступенчатость речевых механизмов обусловливает разнообразие речевых расстройств. В зависимости от причин их возникновения речевые расстройства разделяются на следующие группы.

    1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:

    · афазии— распад всех компонентов уже сформировавшейся речи в результате поражения корковых речевых зон; т.е. расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функции артикуляционного аппарата и слуха, достаточной для восприятия элементарных речевых звуков;

    · алалии— системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых речевых зон в доречевом периоде;

    · дизартрии— нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.

    2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:

    · мутизм (немота)– отсутствие речи при сохранности центров речи и речевого аппарата;

    · сурдомутизм (глухонемота)— функциональное нарушение слуха и речи;

    · заикание— нарушение ритма и плавности экспрессивной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

    3. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата:

    · механические дислалии— расстройство речи, проявляющееся в нарушении звукопроизношения вследствие аномалий артикуляционного аппарата, недоразвития фонематических процессов;

    · ринолалия– патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба.

    4. Задержки речевого развития различного генеза, в частности при:

    · недоношенности;

    · соматической ослабленности;

    · педагогической запущенности.

    Нарушение речи у взрослых: причины и виды

    Для многих возможность разговаривать – это средство для коммуникации с остальными людьми и окружающим миром.

    Поэтому если человек утрачивает эту способность ему необходимо в первую очередь выяснить причину, а затем пройти комплексное лечение.

    Если вовремя не спохватиться, то у больного может навсегда возникнуть дисфункция речевого аппарата.

    Причины возникновения нарушений речи у взрослых

    Нарушение речи у взрослых – это, патология которая проявляется в полном или частичном отсутствии речи.

    В разговоре с человеком, страдающим подобным недугом, невозможно понять, о чём он говорит или просит, его слова неразборчивые и нечёткие.

    У каждого человека данная патология проявляется по-разному. У одних людей подобные нарушения вызывают поспешную, но совершенно бессмысленную речь, а другие же наоборот логично и конструктивно выстраивают предложения, но при этом говорят очень медленно и неспешно.

    Основные причины возникновения нарушения речи у взрослых людей:

    1. Ранее перенесённые травмы мозга;
    2. Наличие доброкачественных или злокачественных образований в головном мозге;
    3. Болезнь Паркинсона;
    4. Рассеянный склероз;
    5. Болезнь Вильсона;
    6. Злоупотребление алкоголем.

    Также причиной могут стать банальные зубные протезы. При неправильном закреплении у пожилых людей наблюдается дисфункция речевого аппарата.

    Еще нарушение речи у взрослого человека может возникнуть из-за болезней, которые вызывают парез мышц лица.

    Парез – это неврологический синдром, обозначающий снижение силы. К таким болезням относят синдром Мийяра – Жубле, синдром Мебиуса, агенезию мышц, болезнь Бека и синдром Шегрена.

    Также вызвать нарушения может миастения. Это аутоиммунная нервно-мышечная болезнь, которая характеризуется патологически быстрой утомляемостью поперечно-сосательных мышц.

    Диагностика врачом нарушений речи у взрослого человека

    Некоторые болезни вызывают не только парез лицевых мышц, но и нарушение артикуляции и речи у взрослых.

    Данная патология возникает при синдроме Фуа-Шаван-Мари. При данном недуге поражается бассейн средней мозговой артерии.

    Одной из наиболее распространённых причин нарушения речи у взрослых является болезнь Альцгеймера.

    При данном заболевании наблюдается деменция (приобретённое слабоумие), частичная потеря памяти, трудности артикуляции. Чаще всего данный недуг поражает людей старше 65 лет.

    Существуют такие виды нарушений речи у взрослого человека:

    Спастическая дисфония

    Данная патология больше распространена у людей в возрасте от 30 до 40 лет. Дисфония – это нарушение голоса, которое характеризуется охриплостью.

    Спастическая дисфония возникает вследствие длительного перенапряжения голосовых связок.

    Также причиной появления данной патологии может являться перенесенная психическая травма.

    При данной форме дисфонии наблюдается боль в области шеи и мышц головы, а также значительно изменяется тембр голоса. Проявляется недуг в неразборчивости речи и сложности произнести определенные звуки.

    Афония

    Афония – это патологическое состояние с потерей голосовой звучности.

    При данной патологии у человека остаётся возможность разговаривать шепотом, но при разговоре он испытывает боль в горле.

    Афония возникает из-за болезней бронхов или ларингита. Также данная патология может возникнуть при продолжительном крике или интубации.

    Брадилалия

    Брадилалия – нарушения темпа речепроизводства. Другими словами, при данном недуге очень медленный темп речи. Артикуляция при брадилалии нечёткая.

    Страх у человека из-за нарушений речи

    Данная болезнь возникает из-за болезни Паркинсона, опухолей в головном мозге, менингитов и энцефалитов.

    Также брадилалия может передаться по наследственности или проявляться после травм головного мозга.

    Тахилалия

    Тахилалия – нарушение, проявляющееся в быстром темпе устной речи.

    При данном недуге человек не делает грамматических или фонетических ошибок в произношении.

    Причинами появления тахихалеи может стать:

    1. Болезнь хорея.
    2. Эпилепсия.
    3. Олигофрения.
    4. Травмы черепа.
    5. Наследственность.
    6. Образования в головном мозге.
    7. Миелит.
    8. Столбняк.
    9. Арахноидит.

    Заикание

    Заикание – это недуг, проявляющийся в виде нарушения речевой функции.

    При заикании человек растягивает слоги, неправильно выговаривает слова.

    • Повреждения головного мозга.
    • Стресс.
    • Наследственность.

    Дислалия

    При дислалии человек неправильно воспроизводит звуки. Данный недуг появляется из-за наличия дефекта строения речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение неба и другие).

    Возникновение нарушений речи после перенесенного инсульта

    Также дислалия возникает из-за неграмотного речевого воспитания или в связи с отклонениями умственного развития.

    Чаще всего данное заболевание проявляется у детей, но среди взрослых оно также встречается. У взрослых дислалия появляется по причине малой подвижности речевого аппарата.

    Дизартрия

    Дизатрия возникает по причине поражения центрального отдела речедвигательного анализатора.

    При данном заболевании наблюдается расстройство артикуляции, фонации и речи.

    Дизатрия возникает из-за ДЦП, нейросифилиса, рассеянного склероза и миотонии.

    Встречается подобное нарушение речи у взрослых при инсульте и после проведенных нейрохирургических операций.

    Алалия

    Алалия – это недоразвитие речи, вследствие поражения речевых центров головного мозга.

    Основными причинами появления алалии у людей старше 20 лет являются операции с применением общего наркоза, перенесенные черепно-мозговые травмы и гипотрофия.

    Афазия

    Афазия – это полная или частичная утрата возможности воспроизводить слова и звуки. Данное заболевание появляется из-за поражения коры головного мозга.

    Афазия появляется из-за нарушения кровообращения в мозгу, при образовании абсцесса головного мозга, после инсультов и инфарктов.

    Пораженные участки коры головного мозга при афазии

    Также причиной развития недуга может стать эпилепсия или острая интоксикация токсическими веществами.

    Больной афазией сложно распознаёт речь, у него наблюдаются нарушения концентрации внимания, появляются проблемы с чтением и запоминанием.

    Лечение нарушений речи

    Лечение нарушения речи у взрослых подбирается исходя из вида самого нарушения.

    В основном лечение предполагает массаж, физиотерапию, ЛФК и приём медикаментов.

    Медикаментозное

    Лечение дизартрии подразумевает под собой ЛФК и приём медикаментов. Очень важно, чтобы лечение больного сопровождал еще и логопед.

    Препараты для лечения дизартрии:

    Если у взрослого человека заторможенная речь после перенесенного инсульта, то есть дизартрия, то необходимо делать ежедневно упражнения для языка.

    Для лечения афазии применяются ноотропные средства и препараты, улучшающие микроциркуляцию в тканях головного мозга.

    При афазии работа с логопедом является обязательной. Обычно для полного восстановления способности говорить потребуется пролечиться у логопеда не меньше 3 лет.

    Пирацетам — для эффективного лечения нарушений речи

    Для лечения дисфонии выписываются стимулирующие медикаменты:

    Другие препараты для лечения нарушений речи:

    Медицинская терапия должна включать в себя лекарства, улучшающие память, усиливающие обменные процессы в центральной нервной системе.

    Крайне редко для лечения подобных заболеваний применяется оперативное вмешательство. Операция необходима для удаления опухолей и других образований, спровоцировавших расстройства.

    Нарушение речи у взрослого после стресса требует не только ЛФК и приёма лекарственных препаратов, но и посещение квалифицированного психотерапевта или психолога. Вполне вероятно, что человек сам после перенесенной ситуации на подсознательном уровне поставил барьер на воспроизведение речи.

    Лечение в домашних условиях

    Для лечения расстройств речи можно также применять средства народной медицины.

    Если у человека дизартрия, то поможет следующий рецепт: 1 ст. л. семян укропа заливается кипятком и настаивается 15 – 20 минут.

    Затем настой процеживается и остужается. Принимать его стоит за 15 минут до еды в количестве 1 ч. л. Употребляется средство не больше 5 раз в день.

    Если у пожилого человека замедленная речь, например, после инсульта то можно сделать настойку из женьшеня, посевной гречихи и мордовника.

    Реабилитация последствий нарушений речи

    При дисфонии (временной утрате голоса) рекомендуется полоскать горло водой соком лимона.

    Большую роль в лечении нарушения речи играет ЛФК. Больному стоит ежедневно делать упражнения, если причиной расстройства стали парезы лицевых мышц.

    1. упражнение: вытяните губы, скручивая их в трубочку. Держите в таком положении 5 секунд, затем повторите;
    2. упражнение: нижней челюстью стоит захватить верхнюю губу, зафиксировать на 3 секунды, затем отпустить;
    3. упражнение: закрываем рот. Языком дотягивается до нёба.

    Заключение

    Лечение расстройства речи – длительный процесс. Очень важно, чтобы наряду с медиками и логопедами больному помогали дома.

    Людям с такими проблемами стоит чётко и медленно высказывать свои мысли, не проявлять негатив и пренебрежение.

    Причины нарушения речи у детей

    Иногда случается так, что в речи ребенка появляются отклонения. Такому малышу трудно или даже невозможно общаться с окружающими.

    Какие бывают нарушения речи?

    Почему возникают речевые нарушения?

    Как действовать, если у ребенка появились признаки нарушений?

    Ответы на эти вопросы можно найти здесь.

    Что указывает на речевые нарушения у детей

    Существуют признаки, по которым можно распознать нарушение речи у малышей.

    Если родители заметили подобные симптомы у своего ребенка, нужно обязательно обратиться к педиатру или логопеду за консультацией. В отдельных случаях может потребоваться помощь отоларинголога, дефектолога или невролога.

    Итак, вот на что следует обратить внимание родителям.

    • В 1 месяц новорожденный не кричит, когда недоволен или голоден.
    • После 4 месяцев младенец не улыбается, когда к нему обращаются.
    • После 5 месяцев он не произносит звуки или слоги, не ищет взглядом родителей или знакомые предметы.
    • Начиная с 7 месяцев кроха не обращает на себя внимание звуками.
    • К концу 9 месяца в его речи нет простейших слов из одинаковых слогов (например, “мама”).
    • В 10 месяцев малыш не машет в ответ, не качает головой.
    • В 1 годик он не произносит осмысленно ни одного слова, не выполняет простейших требований.
    • В 19 месяцев у малыша нет нескольких осмысленных слов, он не показывает на себе или на кукле части тела.
    • В 3 года речь отсутствует или он говорит только простые фразы. Малыш неправильно произносит многие звуки. Он неверно согласовывает слова в предложении, ему трудно составить рассказ по картинке.

    Причины нарушения речи у детей

    Существует несколько причин, почему возникают подобные нарушения.

    Внутриутробные патологии

    На развитие ребенка, в том числе и речевое, оказывают негативное влияние следующие факторы:

    • гипоксия,
    • инфекционные заболевания,
    • травмы живота,
    • алкоголь,
    • курение,
    • употребление наркотических веществ,
    • бесконтрольный прием лекарств,
    • несовместимость резус-факторов мамы и малыша.

    Наследственность

    К этим причинам относятся наследственные нарушения в строении артикуляционного аппарата (например, короткая уздечка).

    Также это могут быть особенности нервной системы, которые ведут к заиканию.

    Родовые травмы

    К этим факторам относятся:

    • недоношенность,
    • малый вес ребенка,
    • асфиксия (удушье),
    • акушерские травмы.

    Послеродовые патологии

    • перенесенные инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка,
    • травмы артикуляционного аппарата.

    Неблагоприятные социально-бытовые условия

    К таким причинам относятся:

    • недостаток эмоционального, близкого общения в семье,
    • неверный пример речи от взрослых,
    • сильный испуг, стресс, психические травмы.

    Виды речевых нарушений

    Нарушения речи можно рассмотреть через психолого-педагогическую и клинико-педагогическую классфикации.

    Психолого-педагогическая классификация

    Она основывается на особенностях развития речи и возможности общения.

    ФНР (фонетическое нарушение речи) — нарушение произношения некоторых звуков из-за слабо развитого фонетического слуха.

    ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи) — нарушение процессов звукопроизношения и восприятия звуков. Ребенок не слышит и не понимает разницы между звуками.

    ОНР (общее недоразвитие речи) — нарушение звуковосприятия, звукопроизношения, понимания речи, а также ее грамматической и лексической стороны.

    Заикание − нарушение коммуникации с окружающими из-за судорог в артикуляционном аппарате у ребенка. При этом он правильно воспринимает звуки и понимает окружающих, а его речь нормально развита.

    Клинико-педагогическая классификация

    Такая классификация распределяет нарушения речи по медицинским критериям.

    По нарушению образования голоса:

    • дисфония — нарушение речи, при котором есть сипение, гнусавость, слабость голоса;
    • ринофония — носовое звучание голоса;
    • фонастения — нарушение силы голоса;
    • афония — шепотная речь или полное отсутствие голоса.

    По ритму и темпу речи:

    • брадилалия — слишком медленная речь;
    • тахилалия — чрезмерно быстрая речь.
    • дислалия — неправильное звукопроизношение, недостаточная сформированность речи;
    • ринолалия — аномальные органы артикуляции;
    • алалия — полное отсутствие речи;
    • афазия — распад уже сформированной речи из-за повреждения участков мозга.

    По функциям письма и чтения:

    • дисграфия — нарушение письма, не связанное с орфографией;
    • аграфия — невозможность освоения письма;
    • дислексия — нарушение чтения.

    Нарушение речи дошкольников

    Речь активно формируется в дошкольном возрасте. Но при этом многие неблагоприятные факторы могут сильно повлиять на ее развитие.

    Одни из самых распространенных нарушений речи у дошкольников — это мутизм (когда ребенок перестает говорить из-за перенесенного сильного стресса), алалия и заикание.

    Если у ребенка имеются нарушения речи, нельзя закрывать на них глаза. Необходимо обратиться к специалисту для их исправления!

    Исправление и коррекция речи ребенка

    Чтобы занятия по коррекции речевых нарушений принесли максимальный эффект, необходимо регулярно заниматься с дефектологом или логопедом.

    • Это может быть специалист в медицинском учреждении или в логопедическом пункте при детском образовательном учреждении.
    • Успех зависит не только от квалификации и опыта специалиста, но и от регулярности и частоты занятий.
    • Упражняться нужно не меньше 3 раз в неделю.
    • Специалист будет внимательно следить за речью ребенка и исправлять все ошибки.
    • К новому материалу на занятиях подходят только тогда, когда ребенок безошибочно выполняет все изученные задания.
    • На занятиях логопед четко, громко и медленно говорит и требует того же от ученика.
    • Упражнения обязательно проводятся эмоционально, с яркими картинками, чтобы заинтересовать малыша и вызвать на общение.

    Рекомендации для родителей

    • С первых месяцев жизни необходимо как можно чаще общаться с малышом. Делать это нужно с выразительной интонацией и при этом поощрять попытки ребенка к взаимодействию.
    • Например, на прогулке можно обсуждать, что находится вокруг, что происходит и т.д.
    • Прекрасно, если ребенок будет делиться со взрослыми своими впечатлениями.
    • Родителям нужно стремится к тому, чтобы их речь была эмоционально окрашена и выразительна.
    • Нужно четко произносить звуки. Так, чтобы малыш видел правильную артикуляцию и слышал правильный пример.
    • Очень важно следить за своей речью, не коверкать слова, не сюсюкать и не копировать ребенка.
    • Развитию речи помогает мелкая моторика. Для этого хорошо подходят шнуровка, лепка, конструкторы, игры с песком, пальчиковые игры и т.д.
    • Полезно заниматься дома логопедической гимнастикой, чтобы развивать артикуляцию и речевое дыхание.
    • Занятия по коррекции речи должны нравится ребенку.Так он легче усвоит нужные упражнения.

    Нарушение речи у дошкольника — серьезная проблема, которой необходимо уделить особое внимание.

    Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи.

    Для достижения максимального коррекционного эффекта нужно регулярно заниматься с ребенком и дома.

    Читайте также:  Симптомы болей в руках - основные заболевания и их симптоматика
    Добавить комментарий