Нарушение мышления – виды, особенности, причины, лечение

Расстройства мышления

Расстройства мышления – это группа патопсихологических симптомов, объединяющих нарушения процесса опосредованного и обобщенного познания реальности, формирования суждений и умозаключений. Проявляются расстройством динамики мыслительного процесса – ускорением или замедлением ассоциаций, а также искажением его целенаправленности – разорванностью, бессвязностью, разноплановостью мыслей, обстоятельностью и резонерством. К продуктивным симптомам относятся навязчивые мысли, бред, сверхценные идеи. Специфическая диагностика выполняется при помощи патопсихологических проб. Лечение определяется основным заболеванием, включает фармакотерапию и психокоррекцию, консультирование.

МКБ-10

Общие сведения

Мышление – познавательный психический процесс, реализующий опосредованный способ отражения действительности, формирующий мысль. Включает операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации и абстрагирования. Общую этиологию мыслительных расстройств определить невозможно ввиду того, что они представлены весьма разнородной группой симптомов, различаются по степени выраженности, содержанию, влиянию на эмоциональную сферу и поведение. Преобладающее количество больных с патологией мышления имеют психиатрический и/или неврологический диагноз. Для людей с органическими поражениями ЦНС характерны количественные изменения – снижение обобщений, затруднения абстрагирования. У пациентов с эндогенными психозами часто определяются искажения в виде резонерства, разорванности.

Причины

В основе относительно стойких и глубоких нарушений мыслительных и интеллектуальных процессов лежат биологические факторы – изменения нейрогуморального баланса, сосудистые, травматические и интоксикационные поражения мозгового субстрата. Основанием для обратимых легких и умеренных расстройств могут стать особенности личностного реагирования на стрессовые и психотравмирующие воздействия. К наиболее распространенным причинам относят:

  • Биохимические изменения в мозге. Патологии кровообращения, интоксикации, дисметаболические болезни влияют на функционирование нервной системы. Нарушается поступление кислорода, гормонов и медиаторов, скорость и направленность нейропередачи.
  • Черепно-мозговые травмы. Мышление изменяется из-за структурных повреждений и функциональных сдвигов в головном мозге. Расстройства формируются в остром и отдаленном периоде ЧМТ.
  • Психозы. Психотические состояния органического, инфекционного и интоксикационного происхождения нередко сопровождаются бредом, бессвязностью мыслительных функций. Для шизофрении характерно резонерство, разноплановость.
  • Дегенеративные болезни ЦНС. Мышление нарушается при деменции, атрофии, старческом слабоумии, болезни Альцгеймера, болезни Пика. Часто определяется снижение уровня обобщения, сложности абстрагирования.
  • Эпилепсия. Выраженность и характер расстройства зависят от тяжести заболевания. У большинства больных эпилепсией мышление становится инертным, обстоятельным.
  • Воспаление ЦНС. Чаще всего местом локализации воспалительного процесса являются мозговые оболочки. Нарушается продукция и отток спинномозговой жидкости, повышается внутричерепное давление. При энцефалитах поражается непосредственно мозговое вещество.
  • Опухоли мозга. Новообразование увеличивается в размерах, раздражающе воздействует на нервные центры, провоцирует атрофию клеток и волокон, ишемию. Выраженность патологии мышления определяется локализацией опухоли головного мозга и стадией болезни.
  • Стрессы, неврозы. Сильное перенапряжение, эмоциональное потрясение, депрессия, тревога изменяют направленность и скорость мышления. Оно становится замедленным, сфокусированным на внутренних переживаниях.

Патогенез

Существует несколько психофизиологических теорий организации мышления. Отечественной наукой признана модель Павлова. Согласно ей, мысль является следствием рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для ее формирования и закрепления необходима слаженная работа нескольких систем мозга. Первую образует подкорковая область, активизируемая безусловными стимулами. Вторую – полушария мозга без лобных отделов и речевых зон. Она начинает функционировать при подключении условной связи к безусловным реакциям. Третья система включает лобные доли и речевые анализаторы. Совокупность этих структур обеспечивает отвлечение от конкретно воспринимаемой информации, обобщение сигналов от нижележащих отделов мозга. Нарушения функционирования любой из систем приводят к расстройствам мышления. Изменения динамики нередко связаны с активностью подкорковых систем, в частности ретикулярной формации. Мотивационно-волевой компонент распадается при поражении лобных долей.

Классификация

Расстройства мышления носят разнообразный характер, не ограничены единственной схемой. Систематизации подвергаются отдельные параметры нарушений, вокруг которых группируются синдромы, встречающиеся у больных психиатрического профиля. Как правило, у одного пациента определяются более или менее сложные сочетания нескольких видов изменений мышления. Согласно общей классификации выделяют три типа расстройств:

  • Нарушения динамического компонента. В норме образование ассоциаций происходит в равномерном и умеренном темпе. При патологиях динамика этого процесса изменяется. Различают ускорение и замедление мышления, ментизм – ускорение образования ассоциаций, происходящее приступообразно, шперрунг – внезапную полную остановку ассоциативного процесса.
  • Нарушения операционального компонента. Основными мыслительными операциями являются обобщение, абстрагирование, синтез и анализ. При мыслительных расстройствах выявляется снижение (невозможность использовать категории) и искажение уровней обобщения (выделение латентных, второстепенных связей, а не существенных).
  • Нарушения мотивационно-личностного компонента. К данной группе относятся расстройства, основанные на снижении саморегуляции, целеполагания, направленности, способности адекватно оценивать ситуацию, вести диалог. Включены нарушения критичности мышления, связанные с невозможностью правильного осмысления ситуации, разноплановость, резонерство, расстройства саморегуляции – расплывчатость и разорванность суждений, обстоятельность, бессвязность, паралогичность.

Симптомы расстройств мышления

Ускорение мышления характерно для состояния мании и гипомании, проявляется быстрым темпом речи, скачками идей, большинство из которых остаются невысказанными. Нарушается целенаправленность и глубина рассуждений – больные говорят быстро и много, не успевают осмыслить собственную речь. При замедленности мышления, характерной для депрессии и астении, уменьшается количество ассоциаций за единицу времени. Снижается темп речи, пациенты испытывают трудности при подборе слов, формировании предложений. Ментизм обнаруживается при шизофрении. Носит характер насильственного симптома, возникает как приступ наплыва разноплановых мыслей, не оформленных в слова. При шперрунге больные ощущают внезапную «пустоту» в голове, отсутствие каких-либо мыслей и идей.

Снижение обобщения коррелирует с общим интеллектуальным развитием. При нулевом уровне пациенты не могут выделять отдельные признаки и свойства предметов. Они воспринимают их цельно, не в состоянии проанализировать: определить назначение, функциональные особенности, принадлежность к классу. Больные с конкретным уровнем обобщения объединяют предметы по внешним и ситуационным признакам. Их мышление привязано к наглядным образам, оперирование понятиями затруднено. Например, они объединяют лопату и собаку – они «на улице», ножницы и предметы мебели – они «в доме». Выделение категории «инструменты» им недоступно. На функциональном уровне обобщения пациенты способны определить характеристики предметов, которые не отображены визуально (действия, манипуляции). Это простой уровень абстрагирования. Пример: автомобиль и трактор объединяются, так как оба «едут», но не называются общим понятием «транспорт».

При изменении плавности и связности мышления наблюдается аморфность суждений. Она проявляется наличием логической связности частей предложения и отдельных предложений между собой, но утратой общего смысла повествования. В беседе создается впечатление, что больные «плывут», затрудняются выразить ключевую мысль. При резонерстве пациенты долго и бесплодно рассуждают по поводу темы разговора, не делают выводов и не отвечают на поставленные вопросы. Тематические соскальзывания – внезапное изменение темы, отсутствие логической взаимосвязи между предыдущим и следующим предложением. При таком симптоме возможна паралогичность мышления – искаженная логика, понятная только больному.

Обстоятельность характеризуется чрезмерным «застреванием» на деталях, вязкостью и тугоподвижностью ассоциаций. Пациенты углубляются в собственные рассуждения, фиксируются на малозначимых подробностях. Инкогерентное мышление – отсутствие связей между словами в предложении, а вергиберации – нарушение связности между слогами. Оба расстройства свойственны тяжелым формам шизофрении. Персеверации и речевые стереотипии – повторы отдельных слов, фраз и предложений. Наблюдаются при органических заболеваниях, тяжелых эндогенных патологиях.

По содержанию мышление подразделяется на аффективное, эгоцентрическое, параноидное, обсессивное и сверхценное. У людей с аффективной формой мышления преобладают эмоционально окрашенные представления, быстрая и непроизвольная изменяемость процесса при воздействии внешних стимулов (значимых и несущественных). При эгоцентрическом мышлении больные фиксированы на идеальности собственной личности, нужности и ненужности, полезности и вреда всего происходящего.

Параноидное мышление представлено бредовыми идеями. Бред – ошибочное умозаключение, формирующееся на патологической основе – измененной логике или аффективных переживаниях. Распространен бред отношения, преследования, величия, ревности, виновности, ипохондрический и эротический бред. У детей параноидная форма мыслительных процессов представлена бредоподобными фантазиями и патологическими страхами (нереальные миры, причудливые создания, боязнь угла комнаты). Сверхценное мышление ориентировано на ведущие личностные тенденции, изменяет направленность жизни больного – идеи организации революции, изобретения вечного двигателя. При обсессивном мышлении возникают стереотипно повторяющиеся мысли, воспоминания, страхи, ритуалы. Они непроизвольны и осознаваемы.

Осложнения

При тяжелых расстройствах мышления пациенты утрачивают способность правильно оценивать окружающую ситуацию, адекватно реагировать на происходящие события, организовывать и контролировать поведение. Становится невозможной продуктивная бытовая и профессиональная деятельность, наступает социальная дезадаптация. Больные нуждаются в постоянном наблюдении и уходе со стороны. Депрессивная направленность мышления, а также ярко выраженные формы бреда могут привести к формированию суицидального поведения, нанесению вреда окружающим.

Диагностика

При расстройствах мышления проводится комплексное обследование, включающее сбор анамнеза врачом-психиатром, психологическое тестирование, осмотр невролога. Дополнительно могут быть назначены инструментальные процедуры – ЭЭГ, МРТ головного мозга, УЗИ сосудов головного мозга. Первичную информацию о симптомах психиатр получает клиническим методом. В ходе беседы и наблюдения он оценивает адекватность реакций больного, способность поддерживать продуктивный контакт, целенаправленность, стройность речи. К специфическим методикам изучения мышления относятся:

  • Классификация. Тест направлен на определение способности мыслить категориями, выявляет недостаточность обобщения. В зависимости от того, какие группы предметов образует пациент, определяется нулевой, конкретный, функциональный или категориальный уровень, наличие искажений.
  • Исключение. Используется словесный и предметный вариант методики. Результат позволяет обнаружить способность к обобщению, склонность к актуализации латентных и второстепенных признаков (искажение).
  • Создание аналогий. Применяется тест «Простые аналогии» и «Сложные аналогии». Оценивается способность выстраивать последовательность суждений, устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Результаты могут указывать на тенденцию к резонерству, инертности.
  • Сравнение и исключение понятий. Для выполнения задания пациенту необходимо проанализировать признаки предметов и явлений, дифференцировать основные признаки от второстепенных, выделить категории. По результатам определяется сложность обобщения, обстоятельность, резонерство.
  • Интерпретация метафор и пословиц. Испытуемому предлагается пояснить переносный смысл фраз. Методика нацелена на диагностику способности к абстрагированию, склонности к паралогии, резонерским высказываниям.
  • Пиктограммы. Исследуются образы, нарисованные пациентом для запоминания слов. Отмечается их эмоциональная окрашенность, абстрактность и конкретность, детализация, схематичность, логичность и адекватность связи со стимулом.
  • Ассоциации. Используется проба на называние 50 слов, парные ассоциации. Результат указывает на темп мыслительной деятельности, обстоятельность, инертность, персеверации.

Лечение расстройств мышления

Терапия лиц с нарушениями мышления определяется характером основного заболевания. Лечебные мероприятия проводятся психиатром и неврологом, коррекционная и реабилитационная работа – клиническим психологом, социальным работником. При комплексном подходе помощь пациенту оказывается следующими методами:

  • Фармакотерапия. Схема лечения составляется индивидуально, выбор препаратов определяется ведущим заболеванием. При психотической симптоматике, в том числе при бреде, психомоторном возбуждении назначаются нейролептики. При нарушениях мозгового кровообращения, последствиях травм и интоксикаций используются ноотропы, сосудистые препараты. Людям с эпилепсией показаны противосудорожные средства.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом ориентированы на восстановление утраченных функций мышления. Применяются когнитивные тренинги, упражнения, требующие анализа ситуаций, сравнения объектов, установления логических последовательностей. Коррекционная работа осуществляется курсами, индивидуально или в группе.
  • Семейное консультирование. Проводится несколько бесед с близкими родственниками пациента. Психолог или врач рассказывает о механизмах происхождения заболевания, особенностях течения. Дает рекомендации по организации отдыха и труда больного, включению его в домашнюю работу, возвращению к профессиональной деятельности.

Прогноз и профилактика

Эффективность лечения нарушений мышления, прогноз выздоровления зависят от характера течения основной болезни. Благоприятный исход наиболее вероятен при невротических расстройствах, стрессовых реакциях. Профилактика заключается в своевременной диагностике неврологических и психических патологий, подборе адекватного лечения и выполнении всех назначений врача. Пациентам из групп риска – пожилым людям, больным с сосудистыми заболеваниями, эпилепсией, лицам, имеющим наследственную отягощенность по психическим расстройствам – необходимо проходить профилактические обследования.

Нарушение мышления: причины, симптомы, классификация

Мышление– это одна из высших психических функций, обобщенная форма восприятия и отражения познаваемых объектов. Процесс мышления происходит в результате реакции коры головного мозга на внешние раздражители. При психических расстройствах, вызванных некоторыми заболеваниями, имеет место нарушение мышления, выражающееся в разнообразных формах. Признаки таких нарушений требуют обязательной консультации психиатра.

Различают следующие виды нарушения мышления:

· Нарушения динамики мышления.

· Нарушения операциональной стороны мышления.

· Нарушения мотивационного компонента мышления.

При нарушениях динамики мышления характерны следующие проявления

Скачка идей или ускорение мышления

Нарушение мышления протекает в форме беспрерывного потока ассоциаций и речевого выражения. Мыслительный процесс и речь постоянно скачут, они бессвязны. Ассоциации, образы и умозаключения возникают спонтанно, они поверхностны и могут быть вызваны любым раздражителем. Человек разговаривает, не останавливаясь, в результате чего может даже охрипнуть и потерять голос. Однако, в отличие от бессвязности мышления, в высказываниях прослеживается определенный смысл.

При ускоренном мышлении характерны такие проявления как:

· быстрые, хаотичные ассоциации;

· повышенная отвлекаемость, спонтанные ответы;

· экспрессивная жестикуляция и мимика;

· осознанность действий, понимание ошибок и способность их исправлять;

· способность к анализу, осмысленность действий.

Характерные признаки данного нарушения мышления – замедление ассоциативного процесса, общая заторможенность, отсутствие каких-либо самостоятельных мыслей. Человек затрудняется с ответом на вопрос, задержка речевой реакции существенно отличается от нормы, ответы кратки и односложны. Затруднено переключение мыслительного процесса на новые темы.

Инертность мышления характерна при следующих заболеваниях:

· эпилепсия и эпилептойдная психопатия;

· апатические и астенические состояния;

· помрачение сознания легкой степени.

Данное отклонение характеризуется неустойчивостью суждений. При выполнении ассоциативных заданий человек может чередовать правильный и ошибочный способы. Наблюдается неустойчивость ассоциаций. В то же время сохраняется способность к обобщению, усвоению инструкций, анализу.

Подобное нарушение мышления происходит при таких заболеваниях как:

· заболевания сосудов головного мозга;

· травмы головного мозга;

· шизофрения в период ремиссии.

Данное нарушение выражается в повышенной откликаемости на любые раздражители внешнего мира, как имеющие отношение к человеку, так и не адресованные ему. Больные вплетают в речь предметы окружения, просто называют объекты, попадающие в их поле зрения. Наблюдается колебание умственных достижений. Возможно перенесение свойств предмета на его изображение. Характерна потеря ориентации по времени и месту. Больные не помнят имен, дат и важных событий. Имеет место нарушение или несвязность речи, несуразность поведения.

Откликаемость свойственна людям, страдающим тяжелыми формами сосудистых заболеваний головного мозга.

Данное нарушение мышления характеризуется внезапными отклонениями от основной линии рассуждения, соскальзывание на случайные ассоциации. В дальнейшем возможно возвращение к основной теме без исправления ошибок. Такие проявления отличаются эпизодичным, внезапным характером. Зачастую эти нарушения выявляются при выполнении заданий на ассоциативный ряд. Наблюдаются случайные сопоставления, ассоциации подменяются созвучиями (например, «палка-галка»).

Соскальзывание, как правило, наблюдается при шизофрении.

При нарушениях операциональной стороны мышления встречаются следующие отклонения

Снижение уровня обобщения

Для подобного нарушения характерно затрудненное обобщение признаков. Человек не в состоянии отобрать свойства и признаки, характеризующие понятия в общем. Обобщения заменяются отдельными признаками, случайными сторонами явлений, конкретными связями между предметами.

Данное отклонение встречается при следующих заболеваниях:

Искажение процесса обобщения

Данное нарушение мышления проявляется, как неспособность установить определяющую, основную связь между предметами. Человек замечает только случайные стороны явления, второстепенные связи между объектами. Для больного отсутствуют культурно принятые обобщения. Объекты могут быть объединены по цвету, материалу или форме, вне зависимости от их назначения и других основных функций.

Подобное нарушение свойственно при таких заболеваниях как:

При нарушениях мотивационного компонента мышления наблюдаются следующие проявления.

Этот вид характеризуется отсутствием целенаправленности действий. Человек не в состоянии классифицировать предметы и явления, выявлять общие признаки. В то же время, такие умственные операции как сравнение, обобщение, различение сохранены, инструкции воспринимаются, но не выполняются. Суждения о предметах и явлениях протекают в разных плоскостях, отличаются непоследовательностью. Классификация и отбор предметов или явлений может производиться на основе личных особенностей восприятия, вкусов, привычек. Объективность суждений отсутствует.

Читайте также:  Пигментация кожи

Данный тип отличается бессмысленным, пустым многословием. Человек пускается в длительные бесконечные рассуждения, не имеющие определенной цели и не подкрепленные какими-либо конкретными идеями. Речь человека, страдающего резонерством, отличается разорванностью, нить рассуждения постоянно теряется. Зачастую отдельные высказывания в длительных мудрствованиях не связанны между собой, не несут какой-либо смысловой нагрузки. Как правило, объект мысли также отсутствует. Характер высказываний риторический, оратору не требуется внимание или ответная реакция собеседника.

Такая патология мышления характерна для больных шизофренией.

Патология, характеризующаяся поверхностностью, незавершенностью мышления. Процесс мышления перестает быть целенаправленным и не регулирует действия и поступки человека.

Данное нарушение мышления проявляется как умозаключение, идеи или представления, не связанные с информацией, поступившей из окружающего мира. Соответствие бредового умозаключения действительности не имеет значения для больного. Человек руководствуется такими умозаключениями и, таким образом, отстраняется от реальности, уходит от действительности в бредовое состояние. Больного невозможно разуверить в ошибочности бредовых идей, он твердо уверен в их истинности. По содержанию бред отличается огромным разнообразием.

Современная медицина описывает несколько групп бредовых состояний, объединенных общей тематикой. Наиболее характерны из них следующие группы:

· ипохондрический бред и некоторые другие фабулы.

К распространенным в настоящее время бредовым состояниям относится ианорексия – иллюзия лишнего веса, сопровождающаяся маниакальным желанием похудеть.

От свойственных здоровому человеку заблуждений бред отличается тем, что больной абсолютно убежден в своих идеях, коррекция и разубеждение невозможны, бредовые идеи имеют чрезвычайную значимость для человека и определяют характер его поведения.

Подобная патология характеризуется непроизвольно возникающими в сознании человека мыслями, переживаниями или фобиями. Такое состояние не поддается осмысленному контролю и характеризуется также как расстройство личности. Навязчивые мысли, как правило, ведут к определенным ритуалам (например, мысль о нечистоте окружающего мира заставляет человека мыть руки после прикосновения к любым предметам).

Врожденное и приобретенное слабоумие. Клинические формы деменции.

Ø Олигофрения – врожденное слабоумие. Причины в нарушении внутриутробного развития или в патогенных факторах, действующих в возрасте до 3 лет.

Слово «олигофрения» в переводе с греческого означает «малоумие», т.е., другими словами, психическое недоразвитие человека.
По тяжести интеллектуального дефекта олигофрения делится на три степени:

Дебильность– легкая степень. Психиатры выделяют три категории дебильности: легкую, среднюю и глубокую. Таких детей, к сожалению, очень много, так как они адаптируются к условиям своей жизни. Зачастую этих больных медики не обследуют, диагноз им не поставлен. Но у таких детей есть особенности и в поведении, и в мышлении. На первый взгляд, ребенок социально адаптирован, у него развиты навыки самообслуживания, он способен к обучению, есть достаточный запас лексики, но его мышление имеет свои особенности: у них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия не целенаправленны, импульсивны, развит негативизм. Среди дебилов различают: возбудимых, вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).

Имбецильность– это средняя степень, в этом случае дети овладевают речью, которая обычно косноязычна, запас слов ограничен. Легко внушаемы. Обладают механической памятью, могут приобретать простейшие знания и заниматься элементарным трудом. Эти дети часто вспыльчивы, агрессивны, злобны, нередко у них повышено половое влечение.

Идиопатия – это глубокая степень олигофрении, при которой отмечается практически полное отсутствие речи и навыков самообслуживания. Жизнь больного регулируется инстинктами. Такие дети после рождения сразу попадают в интернаты для психохроников.

Ø Деменция – приобретенное слабоумие (снижение прежде сформированного интеллекта, возникает в возрасте старше 3 лет).

1. Парциальная деменция: неравномерная выраженность нарушений памяти (прогрессирующая гипомнезия) и мышления (по органическому типу). При сосудистых заболеваниях головного мозга.

2. Тотальная деменция: охватывает все виды психической деятельности и с течением заболевания завершается их полным распадом (прогрессирующая амнезия, апраксия, афазия и пр.). Разрушение «ядра личности», Часто дезориентированы в собственной личности иситуации, Отсутствие критики к состоянию, При атрофических заболеваниях головного мозга, прогрессивном параличе.

Причины нарушения познавательных процессов:

​ ØСосудистые заболевания (системный атеросклероз).

​ ØИзменение биохимии мозга в результате нарушения локального кровообращения или действия токсичных веществ (например, окись углерода, алкогольная интоксикация).

​ ØЧерепно-мозговые травмы (структурные повреждения головного мозга, так и при нарушениях физиологических процессов в коре головного мозга).

​ ØДегенеративные заболевания головного мозга (деменции, атрофии, старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика).

​ ØВоспаление довольно часто является причиной нарушения познавательных процессов. Воспаление периферических нервных проводников сопровождается нарушениями чувствительности, движения или деятельности внутренних органов. Воспаление, возникшее в центральной нервной системе, чаще всего локализуется в мозговых оболочках и приводит к нарушению продукции и оттока спинномозговой жидкости, повышению внутричерепного давления, нарушению мозгового кровообращения. Воспаление может захватывать и вещество мозга (энцефалит).

​ ØОпухоли. Опухоль оказывает раздражающее действие на тот или иной нервный центр, вызывая его чрезмерное возбуждение. По мере же роста опухоли развивается атрофия нервных клеток и волокон, что приводит к выключению их функций. Кроме того, увеличение массы опухоли сопровождается повышением внутричерепного давления,- уменьшением кровенаполнения головного мозга и его ишемией;

​ ØСтрессы, депрессия, сильное перенапряжение.

Варианты патологии мышления (расстройства мышления по содержанию, расстройства мышления по форме)

Расстройства мышления по содержанию:

  1. Навязчивые идеи
  2. Сверхценные идеи
  3. Бредовые идеи

Навязчивые идеи – непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации, что правильно понимается и оценивается пациентом.

В зависимости от механизма возникновения:

  1. ситуационные
  2. аутоторные (возникают спонтанно)
  3. ритуальные

По содержанию:

  1. идеаторные (навязчивые сомнения, навязчивые абстрактные мысли, контрастные мысли навязчивые воспоминания)
  2. фобические (нозофобия, страх пространств, социофобия)
  3. другие (навязчивые идеи, связанные с волей – навязчивые влечения, действия).

Критерии навязчивости:

  1. возникает непроизвольно
  2. критическая оценка своих навязчивостей
  3. если навязчивость противоречит морально-этическим принципам, то она не осуществляется
  4. присутствует элемент борьбы, для борьбы с навязчивостями используются ритуалы.

Сверхценные идеи – продуктивные расстройства мышления, при которых возникает логически обоснованное убеждение, тесно связанное с особенностями личности, базируется на реальных ситуациях и обладает большим эмоциональным зарядом.

Возникает на реальной почве, логически обоснована, охватывает все сознание и регулирует поведение, поддается коррекции.

Варианты сверхценных идей:

  1. Сверхценные идеи, связанные с переоценкой биологических свойств личности.Могут быть в четырех вариантах.

А) Дисморфофобические сверхценные идеи. Убеждение человека в том, что имеющийся у него косметический или физиологический дефект настолько выражен, что приводит к уродливости, делает человека неприятным в глазах окружающих. Например, у барышни чуть-чуть оттопырены уши, или нос с небольшой горбинкой, в реальности эти особенности в пределах нормы, и возможно даже придают ей какое-то очарование, но она убеждена, что у нее ужасно, ужасно оттопыренные уши, или уродливый нос. От убеждения в своей внешней неполноценности восприятие действительности искажается, трактуется неверно и однобоко, — взгляды людей она воспринимает как то, что «пялятся на мое уродство», в реакциях на других людей преобладает агрессия и обида, все это приводит конечно к соответствующему общему настрою, личная жизнь у девушки не складывается, что только дополнительно убеждает ее в своей правоте. По статистике, среди пациентов пластических хирургов более половины именно таких, с дефектами не косметическими, а психическими.

Б) Ипохондрические сверхценные идеи — преувеличение тяжести имеющегося соматического заболевания. У человека слабо выраженная стенокардия, масштабы ее объективно незначительны. Но у человека образуется убеждение, что он болен смертельно опасным заболеванием, и всю свою жизнь он направляет на страдания от «тяжелой болезни». Он знает все о статистике смертности от сердечных приступов, бесконечно ходит по врачам, он постоянно прислушивается к своим ощущениям и малейшие признаки внутреннего дискомфорта считает начинающимся инфарктом, и т.д. Но в отличие от ипохондрического бреда такие больные не ставят сами себе диагноз, не разрабатывают новых концепций заболевания, не назначают себе лечения, т.е. их мысли и поведение в основе своей рациональны, но однобоко разрослось до совершенно патологических размеров.

В) Сверхценные идеи сексуальной неполноценности. Убеждение в тяжелых медицинских и социальных последствиях незначительных временных или эпизодических неудач в сексуальной сфере.

Г) Сверхценные идеи самоусовершенствования. Какая-либо концепция физических упражнений, либо духовного роста, неважно, общепризнанная или спорная, подчиняет себе всю жизнь человека, становится самоцелью, единственным его родом занятий. То, что мы называем «маньяк» чего-то, «помешанные на». Маньяки культуризма, маньяки йоги, люди, помешанные на разных психологических тренингах, восточной мудрости, околорелигиозных и околофилософских учениях. Процесс улучшения себя вытесняет у них собственную жизнь.

  1. Сверхценные идеи, связанные с переоценкой психологических свойств личности или ее творчества.

А) Сверхценные идеи изобретательтва. Преувеличение больным значимости сделанных им изобретений, рацпредложений и т.п., что сочетается со стремлением к их всеобщему признанию.

Б) Сверхценные идеи реформаторства. Возникают на основе предвзятой, чаще всего дилетантской ревизии существующих научных, экономических, культурных концепций и систем, с болезненной убежденностью в необходимости коренных изменений.

В) Сверхценные идеи талантливости, — убеждение человека в том, что он особо одаренная личность. В силу этого достижение всеобщего признания становится целью его жизни.

  1. Сверхценные идеи, связанные с переоценкой социальных факторов.

Бывают в трех вариантах.

А) Сверхценные идеи виновности, проявляются преувеличением социальной значимости реальных поступков больного.

Б) Эротические сверхценные идеи. Обычные знаки внимания, кокетство, флирт со стороны лиц противоположного пола расцениваются больными как признаки страстной влюбленности и вызывают соответствующее поведение. Сюда же относят сверхценные идеи ревности.

В) Сверхценные идеи сутяжничества (кверулянтства) определяются тем, что при них возникает убеждение в необходимости борьбы с реальными общеизвестными или малозначимыми недостатками, и эта борьба становится смыслом и целью жизни пациента. Это тип скандалезных людей, которые постоянно пишут жалобы по инстанциям, вечно со всеми судятся и т.д.

Сверхценные идеи могут присутствовать и у здоровых людей.

Бредовые идеи – ошибка суждения, возникающая на патологической почве, охватывающая все сознание больного и определяющая его поведение, не поддается разубеждению и коррекции.

Критерии:

  1. возникает на патологической основе
  2. охватывает все сознание
  3. противоречит окружающей действительности
  4. не поддается коррекции

По структуре, бред:

  1. первичный (систематизинрованный, интерпретационный, логический)
  2. вторичный (несистематизированный: чувств-ый и образный)
Первичный (систематизинрованный, интерпретационный, логический)вторичный (несистематизированный: чувств-ый и образный)
1. страдает вторая стадия процесса познания1. страдает первая стадия процесса познания
2. возникает как первое проявление заболевания2. возникает на фоне др. психопат. расстройств, например, эмоциональных расстройств
3. возникает незаметно3. возникает остро
4. в суждениях больного имеется система доказательств, логика кривая4. системы доказательств нет, логики нет
5. поведение внешне правильное5. дезорганизационное поведение
6.Последовательность бредообразования:

4.кристализация и рождение бреда, инкапсуляция

6. —
7. коренным образом меняется личность больного7. личность в целом не меняется
8. лечению поддается с трудом, инкапсулируется8. хорошо поддается лечению, под действием лечения исчезает
9. прогноз неблагоприятный9. прогноз благоприятный

По содержанию, бред:

Возникает уверенность угрозы из вне.

— бред физического воздействия (больной говорит, что им управляют, как марионеткой)

— бред психического воздействия (больной чувствует, что ему в голову кто-то вкладывает чужие мысли, что его эмоции, воспоминания, переживания — не его, а подстроены)

— бред отравления(убеждение о добавлении ядов в еду, питье.)

— бред ревности (убеждение в неверности сексуального партнера)

— бред эротического презрения

— бред воздействия (больной уверен, что его облучают специальными лучами, гипнотизируют, зомбируют)

2. экспансивный (Бред с повышенной самооценкой)

Переоценка возможностей, общих положений.

— бред высокого происхождения (убеждение в случайной или преднамеренной подмене родителей в детстве, мысль о рождении от лиц, занимающих высокое положение в обществе)

— бред богатсва (болезненное убеждение о наличие мнимых богатств)

— бред мессианский (убеждение в возложенной на больного высокой политической, религиозной, научной или иной миссии)

— бред эротический (убежденность во влюбленности определенного лица (лиц) в больного)

3. депрессивный (Бред с пониженной самооценкой)

Болезненное преувеличение имеющихся или мнимых недостатков или неприятностей.

— бред заслуженного несчастья.

— бред самоуничижения (болезненное убеждение об исключительно отрицательных собственных моральных, интеллектуальных, физических качествах, о собственном ничтожестве).

— бред самообвинения (виновности, приписывание мнимых или нелепое преувеличение имевшихся неблаговидных поступков и действий).

Источником настоящего, грядущего или существовавшего в прошлом несчастья является сам больной. Часто он не только источник собственного несчастья, но и причина бедствий, которым подвергаются окружающие — родные, знакомые, сограждане, весь мир. Депрессивный бред обычно беден содержанием, монотонен и однообразен — больной постоянно твердит об одном и том же, в одних и тех же выражениях.

4. смешанные формы.

Сочетание персекуторных идей с бредом повышенной или пониженной самооценки.

Расстройства мышления по формам

Нарушение темпа мышления:

1. Ускорение процесса мышления — увеличение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный отрезок времени, облегчение их возникновения. Непрерывно возникающие мысли, суждения, умозаключения становятся более поверхностными, «обусловленными случайными связями. Мышление приобретает крайнюю отвлекаемость с преобладанием образных представлений над абстрактными идеями. В выраженных случаях ускорение мышления достигает степени скачки идей, вихря мыслей и представлений. Тема мышления непрерывно меняется, часто в зависимости от созвучия произносимых слов, предмета, случайно попавшего в поле зрения. (Маниакальный с-м)

Чрезвычайно выраженное ускорение обозначается как «скачка идей». При этом речь распадается на отдельные выкрики, понять связь между которыми очень трудно («словесная окрошка»). Однако позже, когда болезненное состояние проходит, больные иногда могут восстановить логическую цепь мыслей, которые они не успевали высказать во время психоза.

— Ментизм (наплыв мыслей) — непроизвольно возникающий, непрерывный и неуправляемый поток мыслей, воспоминаний, «вихрь идей», наплыв «образов, представлений.

— скачка идей – смена тематики речи, в зависимости от случайно попавших в поле зрения предметов.

2. Замедление процесса мышления — замедление возникновения ассоциаций, уменьшение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный отрезок времени. Мысли и представления образуются с трудом, их мало, содержание однообразно, бедно. Замедленный темп речи. Больные жалуются на утрату способности к мышлению, ослабление умственных способностей, интеллектуальное отупение. (Депрессия)

3. Перерывы в мышлении (шперрунг, остановка, или закупорка мыслей) вызывают ощущение, что «мысли улетели из головы», «голова пустая», «думал-думал и вдруг как будто в стену уткнулся». Насильственный характер этих симптомов может заронить в больном подозрение, что кто-то специально управляет его мышлением, мешает ему думать. Ментизм и шперрунг — это проявление идеаторного автоматизма, наблюдающегося чаще всего при шизофрении.

Нарушение подвижности:

1. детализация- постоянное вовлечение в мыслительный процесс второстипенных несущественных подробностей.

2. Обстоятельность мышления — замедление образования новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих. При этом утрачивается способность отделения главного от второстепенного, существенного от несущественного, что приводит к снижению продуктивности мышления. При изложении чего-либо привлекается масса ненужных деталей, старательно описываются не имеющие никакого значения мелочи. (Органич. заболевания, эпилепсия)

3. Тугоподвижность (торпидность, вязкость) мышления — выраженная затрудненность последовательного течения мыслей, сопровождаемая замедленностью, крайней тягучестью. Торпидными становятся также речь и действия больных. Сужение объема мышления — крайнее ограничение содержания мышления, обеднение темы, сужение круга представлений, уменьшение подвижности мыслительных процессов. Исчезает способность к противопоставлению различных мнений, затрудняется переключение с одной темы на другую.

Нарушение целенаправленности:

1. витиеватость- рассуждение с метафорами, цитатами, терминами, которые затрудняют понимание основной мысли. Сохраняется логичность, но приобретаются черты псевдонаучности.

2. соскальзывание- внешне объективно немотивируемые переходы, логические и грамматические подходы одной мысли к другой, но возможен возврат к основной теме разговора.

3. Резонерство — нарушение мышления при котором больной вместо ясного по содержанию и достаточно четкого по форме ответа на конкретный вопрос или при описании какого-либо определенного события, случая, предмета, явления, прибегает к пространным разглагольствованиям в пределах данной темы, приводит не основанные на фактах доказательства, увлекается бессмысленными рассуждениями в ущерб смыслу говоримого. При резонерство предложения построены грамматически правильно, изобилуют причастными и деепричастными оборотами, вводными словами; речь многословна, но, несмотря на это, больной в своем повествовании нисколько не продвигается. Резонерство бесплодно, так как оно не приводит к познанию. (Шизофрения)

4. разноплановость – постоянная немотивируемая смена основания для построения ассоциаций

5. аморфность – нечеткое использование понятий, при котором грамматически правильно построенная речь остается расплывчатой и мысли не понятны.

6. Разорванность — нарушение ассоциативного процесса при котором отсутствуют связи между отдельными мыслями, предложениями, между понятиями и представлениями. Грамматическая стройность речи при этом не нарушается, словосочетания соединены в отдельные предложения, однако уловить смысл речи больного не удается. (Шизофрения)

Нарушение грамматического строя:

1. Речевые стереотипии – повтор мыслей, фраз, отдельных слов:

1) Персеверация мышления — на фоне общего резко выраженного затруднения ассоциативного процесса длительное преобладание одной какой-либо мысли, одного представления. Так, правильный ответ на первый вопрос больной упорно повторяет и повторяет ряд последующих вопросов иного содержания. (Слабоумие)

2) Вербигероации – расстройства мышления, больные стереотипно, иногда в рифму произносят порой бессмысленные сочетания звуков («лежу
-лежу», «гляжу-гляжу»).

3) Стоячие обороты – стереотипные выражения, однотипные мысли, к которым больной многократно возвращается в процессе беседы. (эпилепсия, слабоумие)

2. Бессвязность мышления (инкогеренция) — утрата способности к образованию ассоциативных связей, к соединению восприятии, представлений, понятий, к отражению действительности в ее связях и отношениях; потеря способности к элементарным обобщениям, к анализу и синтезу. Мышление исчерпывается хаотически образующимися бессмысленными связями. Речь состоит из беспорядочного набора слов, произносимых без смыслового и грамматического отношения, нередко в рифму. (Аменция)

Шизофазия— распад речи, когда она совершенно теряет какой-либо смысл. Употребляемые больным ассоциации хаотичны и случайны. Интересно, что при этом нередко сохраняется правильная грамматическая структура, выражающаяся в речи точным согласованием слов в роде и падеже. Больной говорит размеренно, выделяя ударением наиболее значимые слова. Сознание пациента не расстроено: он слышит вопрос врача, правильно выполняет его инструкции, строит ответы с учетом ассоциаций, прозвучавших в речи собеседников, но не может сформулировать до конца ни одной мысли.

Аутистическое мышление — выражается в чрезвычайной замкнутости, погруженности в мир собственных фантазий, отрыве от реальности. Пациентов не волнует мнение окружающих, они малоразговорчивы, скрытны, зато с удовольствием излагают мысли на бумаге, подчас исписывая толстые тетради. Наблюдая таких больных, читая их записи, можно удивляться тому, что пациенты, которые ведут себя пассивно, говорят бесцветно, равнодушно, в действительности охвачены столь фантастичными, абстрактными, философскими переживаниями.

Символическое мышление — характеризуется тем, что больные употребляют для выражения мыслей собственные, непонятные окружающим символы. Это могут быть хорошо известные слова, которые используются в необычном значении, из-за чего смысл сказанного становится непонятным. Нередко пациенты выдумывают собственные слова (неологизмы).

Паралогическое мышление проявляется в том, что больные путем сложных логических рассуждений приходят к выводам, явно противоречащим действительности.

Нарушение мышления при психических заболеваниях

I. Нарушения динамики мышления.

1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т.н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.) Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. В основе скачки идей – повышенная лабильность корковых процессов.

  • Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
  • Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
  • Мало задумываются над ответом.
  • Легко исправляют ошибки, если на них указать.
  • Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
  • Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

2. Инертность мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии (“первичное нарушение”), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания. Больные могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.

3. Непоследовательность суждений Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания. 81% сосудистые заболевания 68% травма 66% МДП 14% шизофрения (в период ремиссии) При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

4. «Откликаемость» У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер. Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку кораблем, т.к. если положить – утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имен близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания. Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения. Создается вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью. В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:

  • откликаемость – следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
  • отвлекаемость – следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры.

Образование большого количества временных связей – основа дальнейшей целенапрвленной деятельности.

5. Соскальзывание Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море). Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

II. Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях.

1. Снижение уровня обобщения В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие. 95% олигофрения 86% эпилепсия 70% энцефалиты

2. Искажение процесса обобщения. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных шизофренией (67%) и психопатов (33%). Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так в задаче четвертый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объемами ограниченными деревянными плоскостями.

III. Нарушения мотивационного компонента мышления.

1. Разноплановость мышления – суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.

2. Резонерство – «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль» (И.П. Павлов). Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремиться максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял ли их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становиться аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией). Психологические исследования. Т.о., с точки зрения психиатров – резонерство является патологией собственно мышления, однако психологические исследования (Т.И. Тепеницына) показали, что это нарушения не столько интеллектуальных операций, сколько личности в целом (повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже самое незначительное явление под какую-то «концепцию»). Исследования показали, что неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к «оценочным суждениям». Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское (поэтому то, что описывается в учебниках, выглядит так блекло – нет эмоциональности интонаций). Типы резонерства при различной психической патологии:

  1. Шизофреническое (классическое) резонерство.
  2. Эпилептическое резонерство
  3. Органическое резонерство

3. Нарушение критичности. Утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека. С.Л.Рубинштейн: только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможна ошибка и что «возможность осознать ошибку является привилегией мысли». В психопатологии критичность – критичное отношение к бреду, галлюцинациям, к другим болезненным переживаниям. У Зейгарник: критичность – умение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.

4. Ассоциативность мышления. Редкий феномен, встречающийся при поражении лобных долей мозга и глубокой шизофрении, приведшей к полному развалу мотивационной сферы. Характеризуется тем, что мышление детерминированно законами ассоциаций.

Виды мышления: классификация, особенности, нарушения

Мышление как высшая форма познавательной деятельности позволяет человеку логически связывать происходящие события и явления, а также обобщать результаты личного чувственного опыта и отражать общие свойства предметов. На основе обобщений мы затем решаем конкретные познавательные задачи. Мышление помогает нам давать ответы на вопросы, которые нельзя разрешить путём одного только чувственного отражения. Оно помогает нам ориентироваться в окружающем мире и применять в постоянно изменяющейся обстановке обобщения и опыт, полученные нами прежде.

Классификация видов мышления

Развиваясь в процессе социализации, способ мышления человека постепенно изменялся, продвигаясь от конкретного к абстрактному, вот внешнего (предметного) к внутреннему. Чаще всего мышление делят на практическое и теоретическое. Практическое мышление, в свою очередь, бывает наглядно-действенным и наглядно-образным, а теоретическое —образным и абстрактно-логическим (понятийным). Основные виды мышления можно изобразить, согласно этой классификации, таким образом:

От наглядно-действенного,– основного вида мышления ребёнка до 3 лет (пробуем все на ощупь, «на зуб»), взрослея (к 4-7 годам), через наглядные образы и представления (слуховые, тактильные, зрительные и т.д.) мы осваиваем наглядно-образное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различны по типу задач, которые они решают, и по проистекающим из этого особенностям (структурным и динамическим). Теоретическое мышление считается стоящим на более высокой ступени развития, чем практическое, а понятийное (словесно-логическое) – на уровень выше образного. Интересно, что даже в процессе осуществления какой-либо конкретной деятельности могут мирно сосуществовать все эти виды мышления, но один из них всегда доминирует, исходя из конечных целей и характера этой деятельности. В этой связи можно говорить о преобладающем виде мышления в данный момент. Все виды мышления человека равноценны по уровню сложности, а также по требованиям, предъявляемым к способностям человека, и в первую очередь – к интеллектуальным способностям.

Несколько подробнее остановимся на каждом из видов процесса мышления:

Практическое мышление

Цель этого вида процесса мышления – подготовка конкретного физического преобразования действительности: например, создание плана, проекта, схемы. Другими словами, оно направлено на решение конкретных практических задач. Обычно практическое мышление ограничено рамками дефицита времени.

Наглядно-действенное мышление проявляется в практической деятельности, в процессе которой мы преобразовываем реальные предметы. При данном преобладающем виде мышления человек непосредственно воспринимает предмет или в процессе какого-либо действия с ним изменяет, преобразовывает ситуацию. Кто чаще всего используют наглядно-действенное мышление? Это, как мы уже говорили, малыши до трёх лет и взрослые, занятые созданием какого-либо материального продукта (например, на производстве).

Наглядно-образное мышление отличается тем, что мыслительный процесс в этом случае происходит непосредственно в процессе восприятия окружающего мира, и только так. При этом виде мышления человек представляет ситуацию и те изменения, которых он хочет добиться в конечном результате. Для наглядно-образного мышления характерно использование необычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. При этом виде процесса мышления человек использует образы, представленные в его оперативной и кратковременной памяти (а не извлекает их из долговременной памяти с последующим преобразованием, как это происходит при использовании теоретического образного мышления).

Кто чаще всего использует наглядно-образное мышление? Прежде всего это дети: дошкольники и младшие школьники, а среди взрослых – те, кто занимается практическими видами деятельности, если они наблюдают за предметом своей деятельности, не касаясь его. Выполняя ремонт квартиры и представляя конечный результат, опираясь на подобранные варианты обоев, цвет потолка и пола, мы также используем этот вид мышления.

Теоретическое мышление

Цель теоретического мышления – познание и обобщение правил и законов, как научных, так их житейских. В большинстве случаев теоретическое мышление направлено на поиски и нахождение неких общих закономерностей.

Словесно-логическое (понятийное) мышление отличается тем, что в процессе решения проблемы человек использует понятия, выполняет мыслительные операции (действия в уме), не используя опыт, полученный от органов чувств. В качестве инструмента в данном случае выступают понятия, суждения и умозаключения. Этот вид мышления даёт абстрактное, но точное и обобщённое отражение реальной действительности. Кто чаще всего использует словесно-логическое мышление? Это люди науки, выполняющие теоретические исследования.

Теоретическое образное мышление даёт возможность не менее реального отражения действительности, тем словесно-логическое. При этом виде мышления человека инструментами для решения задачи выступают образы, которые либо извлекаются из памяти, либо порождаются воображением, то есть воссоздаются творчески. Кто чаще всего используют теоретическая образное мышление? Творческие люди, работающие с образами, занимающиеся искусством и литературой.

Оба вида теоретического мышления дополняют друг друга, сосуществуют, раскрывая хоть и разные, но взаимосвязанные грани бытия.

Существует и более развёрнутая классификация видов мышления:

По форме различают уже рассмотренные выше виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, образное и абстрактно-логическое мышление.

По характеру решаемых задач — также рассмотренные выше практическое и теоретическое мышление.

По степени развёрнутостидискурсивное и интуитивное мышление.

Дискурсивное (развёрнутое) мышление отличается тем, что человек слышит, видит и ощущает свои внутренние действия, свою внутреннюю речь. Оно опирается на логику рассуждений, а не на восприятие, имеет четко выраженные этапы и развёрнуто во времени.

При свёрнутом (интуитивном) мышлении в основе лежат чувственное восприятие и отражение предметов и явлений окружающего мира. Оно кратко, практически не имеет этапов, почти неосознанно.

По степени оригинальности, новизны результата мыслительных операций различают продуктивное и репродуктивное мышление.

Продуктивное мышление основывается на творческом воображении. Оно направлено на осмысление происходящего, постановку цели, нахождение путей решения и получение полезных выводов, опыта.

Репродуктивное мышление базируется на основе использования уже существующих представлений и образов.

Встречается также классификация видов мышления в зависимости от степени стандартности решаемых задач. В этой связи разделяют:

  • Алгоритмическое мышление. Оно основано на готовых алгоритмах и правилах, на выполнении определённой последовательности, и применяется для решения типовых задач.
  • Дискурсивное мышление опирается на рассуждения на основе взаимосвязанных умозаключений.
  • Эвристическое мышление заключается в поиске решения нестандартных задач.
  • Творческое мышление — это поиск открытий, путь к получению совершенно новых результатов.

Некоторые психологи, классифицируя виды мышления, делят его на три вида: словесно-логическое, наглядно-действенное и наглядно-образное, и внутри словесно-логического мышления, выполняющего логические операции с понятиями, различают целый ряд видов мышления:

  • Теоретическое, при котором постигаются законы и правила, строятся гипотезы и концепции.
  • Практическое, позволяющее за ограниченное время проверять гипотезы, составлять практические планы и готовиться к изменению существующей действительности. Для него характерны тонкая наблюдательность, умение находить и использовать важные детали и быстро применять решение на практике.
  • Аналитическое (логическое) – осознанное мышление, имеющее чёткую структуру.
  • Реалистическое мышление, опирающееся на законы логики и направленное на окружающий мир.
  • Аутистическое мышление – неразрывно связанное с внутренним миром человека, реализацией его желаний.
  • Продуктивное – создающее нечто новое.
  • Репродуктивное – воспроизводящее на основе уже созданного, по образцу.
  • Непроизвольное – это мышление в данной классификации рассматривается как трансформация образов сновидений.
  • Произвольное – представляющее собой целенаправленное решение мыслительных задач.

Мышление является результатом реакции коры головного мозга на внешние раздражители, а нарушения мышления являются проявлением расстройства процессов обработки информации. У вполне здоровых людей могут иметь место незначительные или кратковременные нарушения мышления. Вместе с тем, психопатология выявляет расстройства мышления, носящие болезненный и выраженный характер. Некоторые заболевания могут стать причиной того или иного вида нарушения мышления. Среди них деменция, шизофрения, тяжелые формы эпилепсии, последствия серьезных черепно-мозговых травм и другие заболевания.

Виды нарушений мышления

В психопатологии различают следующие виды нарушений мышления:

  • Нарушение динамики мышления.
  • Нарушение операциональной стороны мышления.
  • Нарушение мотивационного компонента мышления.
  • Нарушение критичности мышления.

Нарушения динамики мышления

К ним относят инертность мышления и его лабильность.

Инертность выражается в затруднении при переключении с одного способа выполнения работы на другой. Обобщение материала при изменении условий бывает затруднено, может проявляться вязкость мышления, излишняя обстоятельность, черезмерная детализация, замедленность мыслительных процессов.

Лабильность – это неустойчивость, подвижность способа выполнения поставленной задачи. В этом случае адекватные и неадекватные решения чередуются. При неплохом уровне обобщений в целом, время от времени происходит «сбой» на случайные, неправильные сочетания. Новые впечатления меняют ход мыслей, логика рассуждений нарушается, ассоциации хаотичны, идеи «скачут», человек беспрестанно говорит – таковы проявления этого вида нарушения мышления. Разделяют следующие варианты:

  • обобщенные ситуации чередуются с конкретно-ситуационными;
  • логические связи ошибочно подменяются случайными сочетаниями;
  • образовываются одноимённые группы.

Нарушения операциональной стороны мышления

К ним относят понижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения.

Понижение уровня обобщения характеризуется преобладанием в суждениях непосредственных, конкретных связей между предметами и явлениями. Так, например, при классификации предметов в одну группу объединяются разнородные понятия (например, ручка и стол, потому что писать ручкой удобно за столом), то есть предметы объединяются на основе частных или второстепенных признаков.

Искажение процесса обобщения – противоположный процесс, при котором наблюдается отход от конкретных связей, причём в утрированной форме. При этом обобщение осуществляется на основании или несущественных, внешних признаков, или на основании настолько общих признаков, что они выходят за рамки содержательной стороны явлений. Например, ложка, стол и лопата при этом оказываются в одной группе, «потому что все они твёрдые», то есть связи не отражают ни содержания явлений, ни смысловых отношений между ними.

Нарушение мотивационного компонента мышления

Это нарушение выражается в искажении обобщений, разноплановости мышления и резонёрстве. Потеря целенаправленности мышления ведёт к поверхностности и незавершенности суждений и к потере мышлением функции регулирования действий человека.

Искажение обобщения – это нарушение, которое выражено выделением нереальных обобщающих признаков и свойств. Например, обобщение ложки и машины, потому что «обе двигаются».

Разноплановость мышления. В этом случае суждения одновременно протекают в нескольких руслах, и при обобщении за основу берутся то свойства предметов, то личные, иногда парадоксальные установки и взгляды. Смещение смысла в результате такого нарушения мышления может приводить к изменению структуры любой деятельности.

Резонерство – нарушение, при котором рассуждения непродуктивны, поскольку являются многоречивыми бесплодными мудрствованиями.

Нарушение критичности мышления

При данном нарушении наблюдается отсутствие контроля своих действий и коррекции ошибок. Критичность – это умение оценивать, контролировать работу мысли, анализировать, взвешивать доводы «за» и «против». Наиболее типичные проявления при выполнении экспериментальных заданий при нарушении критичности мышления – это безразличие к собственным ошибкам и бездумное манипулирование предметами.

Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать мышление, а также другие познавательные функции: внимание, память, восприятие. Развивающие игры на тренажерах для мозга онлайн — удобный, практичный и увлекательный путь, приносящий результаты.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Виды и признаки нарушений мышления в психологии

Мышление — опосредованное отражение действительности, которое является отдельным видом умственной деятельности. С его помощью человек познает сущность вещей, явлений, выявляет закономерности между ними. Нарушение мышления в психологии — патология, которая приводит к неправильному восприятию реальности, формированию некорректных суждений, умозаключений.

Классификация

Расстройства мышления отличаются по характеру проявления, при этом не ограничиваясь отдельной схемой. Среди психологов принято использовать общую классификацию, по которой выделяется несколько типов расстройств:

  1. Нарушения операционального компонента. Главными мыслительными операциями при этом являются — абстрагирование, анализ, синтез, обобщение. Если возникают мыслительные расстройства, они проявляются в искажении, снижении уровней обобщения информации.
  2. Нарушения динамического компонента. Если субъект в норме, ассоциации образуются равномерно, при этом темп умеренные. Когда возникают нарушения, динамика изменяется кардинальным способом. Мыслительные процессы могут ускоряться или замедляться. При этом изменения происходят приступообразно.
  3. Нарушения, связанные с мотивационно-личностным компонентом. Это целая группа расстройств, к которым относится снижение направленности, целеполагания, саморегуляции. Человек не способен адекватно отвечать на вопросы, реагировать на сложившуюся ситуацию.

Зависимо от темпа расстройства мышления делятся на несколько групп:

  1. Замедленные — ассоциации формируются медленно, их меньше чем положено.
  2. Ускоренные — за одну единицу времени образуется гораздо больше ассоциаций чем положено.
  3. Шперрунг — полная остановка ассоциативного процесса.
  4. Ментизм — человек мучается от огромного количества возникающих идей. При этом мышление значительно ускоряется. Характер проявления — приступообразный.

Причины

Основой нарушения мыслительных процессов являются биологические факторы. Причины:

  1. Психозы. Инфекции, интоксикации часто сопровождаются бессвязными мыслями, бредом. Для людей, которые страдают от шизофрении характерны разноплановые поступки, резонерство.
  2. Биохимические изменения, происходящие в головном мозге. На функционирование ЦНС влияют дисметаболические заболевания, интоксикации, нарушения кровообращения.
  3. Эпилепсия. Выраженность расстройств зависит от тяжести протекания заболевания. У людей, которые страдают от эпилепсии мышление становится обстоятельным, инертным.
  4. Черепно-мозговые травмы. Структурные повреждения, сдвиги головного мозга изменяют процессы мышления.
  5. Дегенеративные заболевания ЦНС. Мыслительные процессы могут измениться под воздействием атрофии, деменции, болезни Альцгеймера, старческого слабоумия, заболевания Пика.
  6. Неврозы, стрессы. Депрессии, эмоциональные напряжения, тревоги, потрясения, изменяют скорость мыслительных процессов. Внутренние переживания занимают центральную роль, на которую направлены все мысли.
  7. Опухоли головного мозга. Новообразование, которое увеличивается в размерах, оказывает губительное воздействие на нервные центры.
  8. Воспаление ЦНС. Воспалительным процессам подвергаются мозговые оболочки. Внутричерепное давление повышается, из-за чего замедляются мыслительные процессы.

Прежде чем начинать лечение нарушений мышления, специалисты должны выявить причину их развития, чтобы улучшить состояние пациента.

Признаки

Патологии мышления в психологии сопровождаются такими симптомами:

  1. Инертность — процессы формирования ассоциаций происходят крайне медленно. Человек длительное время не может ответить на поставленный вопрос, речь замедляется, между словами наблюдается длительная пауза.
  2. Ускорение — речевые выражения, ассоциации возникают очень быстро. Мысли не связаны друг с другом, из-за чего человека сложно понять. Во время разговора проявляется активная жестикуляция.
  3. Непоследовательность — часто возникают неустойчивые суждения. При этом между собой чередуются ошибочные, правильные мысли. Человек продолжает здраво усваивать информацию, факты.
  4. Соскальзывания — люди, которые страдают от шизофрении, часто отклоняются от выбранной линии рассуждений. Они часто ошибаются, возвращаются к начальным темам.
  5. Откликаемость — если заболевание принимает тяжелую форму, пациент начинает называть видимые объекты слух. При этом человек не может ориентироваться в пространстве, забывает важные дела, даты, имена.
  6. Искажение обобщения. Пациент не в состоянии провести логичные связи между отдельными предметами. При этом предметы объединяются в отдельные группы только по форме, материалу или цвету.
  7. Снижение уровня обобщения. Больной человек не может правильно обобщать признаки. Ему трудно определить характерные свойства, которые связывают похожие предметы, но он называет их особенности.
  8. Резонерство — проявляется длительным, бесцельным рассуждением. При этом предложенные суждения не подкреплены какими-либо идеями. Длительные нити рассуждений постоянно разрываются, могут не иметь связи вовсе.
  9. Разноплановость — целенаправленности в действиях человека с таким нарушением не наблюдается. Он не может выявлять различия между предметами, но при этом воспринимает советы.
  10. Бред — возникают многочисленные идеи, которые невозможно осуществить в реальном мире. Пациент пытается отречься от реальности, из-за чего входит в бредовое состояние. При этом индивид полностью уверен в адекватности своих суждений, не воспринимает чужое мнение.
  11. Некритичность — мыслительные процессы незавершенные, поверхностные. При этом мысли не могут двигаться целенаправленно. Могут возникать неконтролируемые поступки.
  12. Навязчивость — сопровождается возникающими фобиями, переживаниями, которые невозможно контролировать со здравой точки зрения. Дополнительно к этому может возникать расстройство личности.

Признаки могут проявляться как по отдельности, так и совокупно.

Возможные последствия

Если после возникновения первичных признаков пациент не обратился к психологу, могут возникнуть различные осложнения. Постепенно человек утрачивает возможность объективно оценивать окружающую ситуацию, воспринимать реальность. Из-за этого замедляется продуктивная деятельность, привычный образ жизни становится недосягаемым. Пациенту требуется постоянный уход, контроль. Если лечение не последует, у пациента могут проявляться суицидальные наклонности, он станет опасен для окружающих.

Диагностика

Если были замечены первые признаки нарушения мышления, необходимо немедленно обратиться к врачу. Для определения состояния пациента специалисты применяют разные диагностические процедуры:

Пациент проходит различные психологические тесты, обследуется неврологом. Чтобы получить больше информации о состоянии человека, могут применяться нестандартные методы диагностики:

  1. Пиктограммы — психолог просит пациента нарисовать множество образов, которые будут использоваться им для запоминания отдельных слов. Рисунки исследуются специалистами. При этом изучается запоминаемость, окрашенность, схематичность, абстрактность, логичность.
  2. Создание аналогий. С помощью этой методики, психологи определяют возможность пациента выстраивать логические цепочки, последовательные суждения.
  3. Исключение — полученные результаты после проведения этой методики позволяют оценить возможности пациента обобщать, второстепенные, латентные признаки.
  4. Ассоциации — применяется методика 50 слов, представляющих собой парные ассоциации. Полученные результаты характеризуют возможности людей мыслить в нормальном темпе.
  5. Исключение, сравнение понятий. Пациенту показывают разные предметы, которые он должен разделить по характерным особенностям, второстепенным признакам.
  6. Интерпретация пословиц, метафор. При применении методики, пациент должен пояснить смысл выражений.

После получения интересующей информации, выявления нарушения мышления специалисты назначают лечение.

Лечение

Чтобы улучшить физическое, психологическое состояние пациента, применяется комплексная методика. Она состоит из нескольких видов терапии:

  1. Психокоррекция — многочисленные занятия с психологом, цель которых — восстановление утраченных функций мыслительных процессов. Практикуются когнитивные упражнения, тренинги.
  2. Фармакотерапия — врачи подбирают индивидуальный курс лекарственных препаратов для улучшения физического состояния пациента. Это могут быть нейролептики, ноотропы, противосудорожные препараты.
  3. Семейное консультирование. Проводятся беседы с близкими родственниками, друзьями пациента, которые должны ухаживать за больным, обеспечивать его положительными эмоциями.

При лечении пациент должен регулярно наблюдаться у психолога.

Прогноз и профилактика

Дополнительно к этому, нужно исключить переживания, стресс. Постараться контролировать свои эмоции, поведение.

При возникновении нарушений мышления, у человека замедляется речь, он перестает здраво оценить окружающую ситуацию. Постепенно это приведет к неадекватному восприятию реальности, неконтролируемым всплескам агрессии. При появлении первых признаков отклонений нужно сразу обратиться к психологу.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете об основных нарушениях мышления.


Добавить комментарий