Физическое развитие ребенка: длина тела, вес, окружность головы, состав тела ребенка, прорезывание зубов

Таблица роста и веса детей до года.

Первый год жизни ребенка необычайно важен для его последующего развития. Именно в это время активно развиваются важнейшие органы и системы детского организма. Знание основных критериев физического развития младенца (масса и длина тела, окружность головы и груди) помогут родителям контролировать этот процесс.

Показатели физического развития ребенка
В таблице приведены средние колебания основных антропометрических показателей. Небольшие отклонения их в ту или другую сторону не должны волновать родителей.

Из всех показателей физического развития ребенка масса тела – самый нестабильный показатель, который может изменяться при болезни малыша, ухудшении аппетита, нарушении сна. При слишком медленном увеличении массы тела, также как и при чрезмерной её прибавке следует посоветоваться с врачом. Недостаточная прибавка массы тела может быть обусловлена неправильным питанием (недостаточным, неполноценным, однообразным), плохим уходом за ребенком (отсутствуют занятия гимнастикой, прогулки на свежем воздухе и пр.), частыми респираторными заболеваниями. Упорное отставание в массе тела может свидетельствовать о серьезном заболевании.
При избыточной массе тела дети отличаются слабостью защитных сил организма, чаще болеют и тяжелее переносят любые заболевания. В старшем возрасте они склонны к развитию ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, атеросклероза, у них чаще возникают психологические проблемы адаптации в обществе. Излишняя полнота у детей первого года жизни чаще всего – результат перекармливания.
Очень важно правильно выбрать первый прикорм для малыша. Так, дети с избыточным весом первым прикормом получают овощное пюре. При наличии недостатка веса лучше начинать с каш (например, с детских каш Heinz, которые к тому же обогащены пребиотиками – натуральными пищевыми волокнами, необходимыми для поддержания роста здоровой микрофлоры кишечника и облегчения пищеварения малышей).

Окружность головы

Очень важно также следить за ростом окружности головы, так как значительное отставание или слишком быстрое увеличение ее может стать тревожным сигналом развития серьезного заболевания и повлиять на нервнопсихическое развитие ребенка.

По мере роста черепа изменяются размеры большого и малого родничков. Малый родничок обычно закрывается к 2-3 месяцам жизни, большой, расположенный в месте соединения лобных и теменных костей, зарастает к 1 году. У некоторых детей роднички могут закрыться на 2-3 месяца раньше или позже, что не является отклонением от нормы и, если нет никаких признаков неблагополучия, можно не волноваться.

Окружность груди

Окружность груди отражает развитие грудной клетки, её мышечного слоя и подкожно-жировой клетчатки. К 3-4 месяцам окружности груди и головы сравниваются.

Зубы могут прорезываться безболезненно, но чаще в этот период дети становятся беспокойными, плохо спят, капризничают, у некоторых может повыситься температура, появиться насморк, расстройство стула. Ухудшение самочувствия в этот период обусловлено снижением общей сопротивляемости организма, что приводит к повышению риска возникновения респираторновирусных и кишечных инфекций.
Родители с нетерпением ждут появления первого зуба у своего ребенка и огорчаются, порой, если малыш продолжает улыбаться беззубым ртом. Но беспокойство это, как правило, бывает совершенно напрасным, так как сроки прорезывания зубов у здоровых детей могут значительно колебаться.
У годовалого ребенка, обычно, бывает 8 зубов (4верхних и 4 нижних резца). Прорезывание зубов часто сопровождается повышенным слюнотечением, раздражением десен. Чтобы успокоить зуд ребенок начинает все тянуть в рот. Необходимо иметь всегда под рукой чистую салфетку или платок, чтобы вытирать малышу подбородок. Можно дать ребенку в руку специальное зубное кольцо, которое лучше повесить на ленточке ему на грудь. Если зубное кольцо упало на пол, его необходимо хорошо вымыть. При значительном беспокойстве ребенка можно намазать десны препаратом «Калгель».

Статья подготовлена при содействии экспертов компании “Heinz”

Физическое развитие ребенка

Физическое развитие ребенка включает в себя достижение соответствующего веса, полного роста, а также увеличение всех органов в размерах. Исключением является лимфатическая ткань. Она, напротив, уменьшается. Рост ребенка до подросткового возраста с самого рождения протекает в несколько этапов. Первый этап самый короткий. Длится он от рождения и до двух лет. Это период быстрого роста, несмотря на то, что скорость роста на данном этапе снижается. Второй этап начинается примерно с двух лет и длиться до пубертата. При этом ребенок в росте прибавляет ежегодно приблизительно одинаково. Пубертатом называют процесс перехода человека от детского возраста к более зрелому. Подростковый период является отдельной аозрастной группой. Именно в подростковый период происходит пубертат. В период пубертата происходит второй период развития. Этот процесс немного отличается у девочек и мальчиков.

Длина тела

Физическое развитие ребенка

Длину тела ребенка обычно измеряют у деток, которые еще не ходят и не умеют стоять. Если же ребенок уже крепко стоит на ногах, то тогда измеряют его рост. Обычно у доношенных детей к 5 месячному возрасту длина тела увеличивается приблизительно на 30%, а к году – более 50%. В течении первого года жизни младенец прибавляет в росте около 25 сантиметров. К пяти годам рост ребенка увеличивается в два раза. Если у малыша не было отклонений, период ускоренного роста может наступить чуть позже. Но в любом случае ребенок догонит своих сверстников. При этом происходит пересечение центильной линии, пока ребенком не будет достигнут генетически детерминированный рост. К 18 годам у мальчиков остается роста 2, 54 сантиметра. У девочек же рост на 99% закончен. Если у девочки произошло преждевременное половое созревание до 6 летнего возраста, то период ускоренного роста возникает рано с появлением в маленьком возрасте менархе. В связи с этим девочка обладает низким ростом из-за раннего закрытия зон роста.

Аналогичным образом у детей увеличивается и вес ребенка. Доношенный ребенок в первые дни после родов теряет примерно 5-8% своего первоначального веса, однако этот показатель восстанавливается буквально за несколько недель. После этого малыш начинает прибавлять до 3 месяцев 14 – 28 грамм в сутки. В период с 3 и до 12 месяцев малыш набирает около 4 килограмм. К 5 месяцам первоначальная масса увеличивается в два раза, к 12 – утраивается, а к двум годам – увеличивается в 4 раза. В период с 2 лет и до наступления пубертата ежегодно масса тела увеличивается на два килограмма. В последнее время было отмечено, что многие дети начинают страдать ожирением. В итоге прибавка в весе значительно больше нормы и встречается даже у самых маленьких. Мальчики выше и тяжелее девочек, когда происходит завершение роста, так как у сильной половины человечества период препубертатного роста длине, более длительный скачок роста в подростковом возрасте и во время пубертатного скачка большая прибавка роста.

Окружность головы

Окружность головы обычно измеряют для определения размеров головного мозга. Эти рутинные измерения проводятся до тех пор пока малышу не исполниться два года. У младенца размер мозга составляет всего лишь 25% мозга взрослого. При этом окружность головы в среднем равна 35 сантиметров. На протяжении первого года жизни окружность головы ежемесячно увеличивается на 1 сантиметр. В первые 8 месяцев прибавки больше. К году мозг наполовину завершает свой постнатальный рост и его размеры уже составляют 75% взрослого мозга. За следующие несколько лет показатель окружности головы увеличивается еще на 3,5 сантиметра. В 3 года у ребенка мозг составляет 80% от размеров мозга взрослого человека, а к 7 – 90%.

Состав тела

Постепенно в организме ребенка происходит изменения содержания воды и жира. Это также влияет и на распределение лекарств. При рождении содержания жира составляет 13%. Этот показатель быстро увеличивается и к году может составлять от 20 до 25%. В итоге формируется характерный круглолиций вид малыша. В последующие годы происходите медленное снижение содержания жира в организме до предподрасткового периода и составляет к этому момент около 13%. До наступления пубертата происходит небольшое увеличение. После этого у мальчиков содержание жира немного уменьшается, а у девочек остается стабильным.

Содержание воды измеряется как процент массы тела. При рождении этот показатель равен 70%. К году он снижается до 61%. Это практически столько же сколько в организме уже взрослого человека. это связано с уменьшением внеклеточной жидкости до 28 с 45% массы тела. После этого количество внутриклеточной жидкости практически не изменяется. У годовалого ребенка отмечается вариабельное и медленное снижение межклеточной жидкости, а также увеличение внутриклеточный до показателя взрослого человека. в данный период эти показатели составляют соответственно 20% и 40%.

Прорезывание зубов

Из-за генетических фактор прорезывание зубов у детей вариабельно. Нормально развивающихся малышей к году уже имеется 6 зубов, к 18 – 12 зубов, к двум годам – 16 зубов, а к 2,5 годам прорезываются все 20 зубов. Между 5 и 13 годами происходит смена молочных зубов. Прорезывание первых молочных зубов протекает одинаково и у девочек и у мальчиков. Что касается постоянных зубов, то у девочек они появляются раньше, чем у мальчиков. Стоит отметить, что позднее прорезывание зубов у детей может быть либо семейной особенностью, либо одним из признаков таких заболеваний, как синдром Дауна, гипотиреоз, гилллопитуитаризм, рахит.

Физическое развитие ребенка

Физическое развитие ребенка: длина тела, вес, окружность головы, состав тела ребенка, прорезывание зубов

Развитие ребенка Основным показателем развития организма ребенка, который позволяет оценить нормальное развитие организма и определить отклонения от нормы, являются возрастные особенности физического развития у детей.

Стоит отметить, что физическое развитие, в зависимости от многих факторов, довольно изменчиво. В первую очередь развитие ребенка тесно связано с течением беременности, родов и состояния здоровья матери. После рождения на развитие ребенка влияют многие внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы.

К основным эндогенным (внутренним) факторам, влияющих на физическое развитие ребенка, относят железы внутренней секреции (эндокринные железы). В период после рождения – вилочковая железа, к концу первого года жизни – щитовидная железа, к 3 годам – гипофиз.

К экзогенным (внешним) факторам относятся условия, в которых живут и развиваются дети (состояние окружающей среды, перенесенные заболевания, качество питания и т.д.).

Главными показателями, которые используют для оценки физического развития ребенка раннего и дошкольного возраста, являются: масса тела, рост, окружность головы и грудной клетки, состояние кожи и слизистых оболочек, а также процент жировых отложений. В качестве методов оценки показаний при определении уровня физического развития применяют антропометрический метод – объемное, весовое, линейное и поверхностное измерение.

При рождении норма массы тела доношенного ребенка составляет от 2,5 до 4 кг, при этом средний показатель веса новорожденных колеблется в пределах 3400-3500 гр для мальчиков и 3200-3400 г для девочек.

Максимальный прирост массы тела ребенка происходит в возрасте до 1 года (к 4,5-5-месячному возрасту масса тела ребенка в норме должна увеличится в 2 раза, к 12-месячному возрасту – в 3 раза). Для контроля физического развития ребенка первого года жизни следует знать нормы ежемесячного увеличесния массы тела (таблица 1).

Таблица 1. Увеличение массы тела ребенка первого года жизни

Возраст (месяцы)

Увеличение массы тела в месяц (грамм)

Увеличесние массы тела за просшедший период (грамм)

Известно, что масса тела – нестабильный показатель физического развития ребенка, так как она меняется в результате разных факторов (вес может меняться в течение дня). В более старшем возрасте (от 2 до 7-8 лет) масса тела увеличивается в среднем на 2 кг в год (таблица 2).

Таблица 2. Увеличение массы тела у детей возрастом от 2 до 7 лет

Возраст (лет)

Масса тела (кг)

Мальчики

Девочки

Показатели роста более устойчивые. Их изменения дают возможность объективно оценивать степень развития организма ребенка. При рождении рост доношенного ребенка в норме должен быть более 45 см (средний показатель роста у новорожденных составляет 48-52 см.

До 1 года у ребенка наблюдается довольно интенсивный рост (в норме ребенок вырастает в среднем на 23-25 см). В первый год жизни рост увеличивается на 23-25 см, за второй год средний показатель увеличения роста составляет 11 см, третий – 8 см, в возрасте от 4 до 7 лет рост увеличивается примерно на 5-7 см в год. К возрасту 4-5 лет рост ребенка по сравнению с ростом при рождении должен увеличиваться в 2 раза (таблица 3).

Таблица 3. Средний показатель роста детей в возрасте от 1 до 7 лет

Возраст (лет)

Рост (см

С целью определения степени физического развития ребенка, необходимо помнить и о гармоничности (пропорциях тела). Для этого необходимо измерять окружность головы и грудной клетки. Особенно важно проводить эти измерения у ребенка раннего возраста (см рисунок 1 и 2)

Рисунок 1. Измерение окружности головы

Рисунок 2. Измерение окружности грудной клетки

При рождении окружность головы ребенка составляет примерно 34-35 см, окружность грудной клетки – 32-34 см (то есть на 1-2 см меньше). От 2 до 4-месячного возраста в норме окружность грудной клетки равна окружности головы. Интенсивное увеличение окружности грудной клетки наблюдается в первый год жизни (особенно в первые 6 месяцев): в первый месяц окружность увеличивается в среднем на 1,5-2 см, за 1 год – примерно на 13-15 см. К 3-летнему возрасту окружность грудной клетки увеличивается примерно на 4-5 см.

Окружность головы наиболее интенсивно увеличивается в первые 6 месяцев жизни ребенка (в среднем на 7 см). в течение первого года жизни норма увеличения окружности головы составляет примерно 10-12 см, в возрасте 1-3 лет увеличение окружности составляет в среднем 1-1,5 см в год (таблица 4).

Таблица 4. Окружность головы и грудной клетки у детей раннего и старшего дошкольного возраста

Возраст

Окружность головы (см)

Окружность груди (см)

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

После 12-месячного возраста окружность головы не учитывается при оценке физического развития

Определение окружности и формы головы у ребенка раннего возраста проводится с помощью простого метода выявления разного рода отклонений в развитие черепа. Контроль физического развития должен учитывать сроки перекреста размеров окружности головы и грудной клетки. Специалисты считают, что у здоровых детей такой перекрест происходит в возрасте 3-4 месяца. В том случае, если к 5-7-месячному возрасту такой перекрест не определяется, ребенка необходимо ставить на особый учет (наблюдение), с целью контроля такого патологического состояния (например, гидроцефалии). Но и ранний перекрест не есть хорошим признаком, поскольку может быть признаком развивающейся микроцефалии.

Кроме изменений окружности головы, также нужно следить за сроками закрытия большого родничка. У новорожденных средний размер родничка составляет примерно 2х2,5 см. При нормальном развитии он закрывается в возрасте 12-15 месяцев. Закрытие родничка может произойти и в более раннем возрасте, при условии, что окружность головы у ребенка увеличивается равномерно за счет неокостеневших швов (это считается нормой). Если у ребенка большой родничок закрылся раньше положенного срока, а темпы увеличения окружности головы замедленны, врачи должны обратить особое внимание на это состояние и тщательно контролировать нервно-психическое развитие ребенка.

Сроки прорезывания зубов

Еще одним критерием оценки физического развития детей является сроки прорезывания зубов. Первые молочные зубы начинают прорезаться в 6-8 месяцев. В первую очередь начинают расти нижние средние резцы, затем верхние средние и верхние боковые; к концу первого года жизни прорезываются нижние боковые резцы. В возрасте 1 год у детей может быть уже 8 зубов, а 2-летнему возрасту должны прорезаться все 20 молочных зубов. Смена молочных зубов начинается в возрасте 5-7 лет и происходит примерно в том же порядке, что и прорезывание. При этом первыми постоянными зубами появляются премоляры (шестые зубы).

Рисунок 3. Сроки прорезывания молочных зубов

1 – 6-7 месяцев; 2 – 7-8 месяцев; 3 – 8-9 месяцев; 4 – 10-12 месяцев; 5 – 1 год 2 месяца – 1 год 4 месяца; 6 – 1 год 6 месяцев – 1 год 8 месяцев; 7 – 2 года

Отметим, что сроки прорезывания зубов у детей не всегда одинаковы, даже при условии нормального развития ребенка. При этом у детей могут наблюдаться, как и более позднее прорезывание зубов, так и более раннее (связано с акселерацией).

Последние несколько десятков лет среди детей стал наблюдаться ускоренное развитие и рост – акселерация. Для акселерации характерно: большая масса тела и рост новорожденных; увеличение средних показателей величин роста, массы тела, окружности грудной клетки у детей всех возрастных периодов; более раннее прорезывание молочных зубов и замена их на постоянные; более раннее половое созревание мальчиков и более раннее наступление первой менструации у девочек.

По мнению специалистов, акселерация вызвана определенными факторами биологического и социального характера. Ее принято рассматривать как закономерный процесс развития человека. При этом, на сегодняшний день специалистами не был достаточно изучен этот вопрос, соответствие функционального состояния и физического развития организма у акселирированных детей.

Физическое развитие детей до года

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать его рост, массу тела, пропорции развития отдельных частей тела.

Степень физического развития зависит как от генетических особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий.

Различают эндогенные и экзогенные причины (факторы), влияющие на массу тела, рост и другие показатели уже после рождения.
Эндогенные причины находятся в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и массы тела эндокринные железы. В самом раннем периоде это влияние исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни – из щитовидной железы и с 3-4 лет – из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется генотипом. Гормонами, способствующими росту, являются: соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. СТГ стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Роль СТГ сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2-3 лет и особенно важна с 3 до 11 лет.
Экзогенные факторы – это те условия, в которые ребёнок попадает после рождения. Это прежде всего питание (пластический и энергетический материал). Количественно и качественно недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста.
Определенную роль приписывают ультрафиолетовым лучам, в связи с чем нарастание массы тела и роста имеет сезонные колебания. Отводится также некоторая роль климатическим и географическим условиям. На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей, усиливают обмен веществ. Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма.
Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:

  • Рост;
  • Массу тела;
  • Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
  • Статические функции (двигательные умения ребенка);
  • Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2006г. представлены новые антропометрические таблицы, определяющие нормы роста и веса для детей от рождения до 5 лет :
Нормы ростаНормы весаСоотношения роста и веса от 0 до 2 летСоотношения роста и веса от 2 до 5 летдевочки

РОСТ .
Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени.

На протяжении всей жизни ребёнка процесс роста протекает неравномерно, то усиливаясь, то замедлясь. Оценку антропометрических показателей производят преимущественно по 2-м способам: параметрическим или сигмальным и непараметрическим – центильным. Параметрическая шкалавключает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратического отклонения). http://www.child-psy.ru/kalendaremo/241.html показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. За нормальные величины приняты значения – в интервалах 25-50-75-го центиля (желательно оценивать по 50 центилю) (см. http://www.child-psy.ru/kalendaremo/241.html :: табл.1 и табл.2).

Наибольшая энергия роста приходится на первую четверть года (табл. А). У доношенных новорождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем – 48-52 см, но адаптивными показателями роста считают – 50-52 см. Это означает, что адаптация во внутриутробном периоде произошла не только на организменном уровне, но и на уровне органном и ферментативном.

Таблица А. Прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни

Возраст, мес.Прибавка роста за месяц, см.Прибавка роста за истекший период, см.Месячная прибавка массы тела, гр.Прибавка массы тела за истекший период, гр.133600600236800140032,58,5800220042,5117502950521370036506215650430072176004900

82195505450

91,520, 55005950

101,5224506400111,523, 54006800121,5253507150

За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см, однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см.

Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека. Отсюда важность качественного питания особенно содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Безусловно, «золотым стандартом» оптимального питания для детей до 1-го года является женское молоко. Дефицит некоторых пищевых компонентов избирательно нарушает процессы роста у детей. К ним относятся витамин А, цинк, йод. Отставание в росте могут вызывать различные хронические заболевания.

Измерения роста ребенку на первом году жизни производят на горизонтальном ростомере. Измерения производят 2 человека. Измеряющий находится с правой стороны ребёнка. Помощник удерживает голову ребёнка в горизонтальном положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной плоскости, перпендикулярной доске ростомера. Верхушечная часть головы должна прикасаться к вертикальной неподвижной планке. Руки ребёнка вытянуты вдоль тела. Измеряющий лёгким надавливанием на колени ребёнка левой рукой удерживает его ноги в выпрямленном положении, а правой рукой подвигает подвижную планку ростомера плотно к подошвенной стороне стоп, согнутых под прямым углом.

За второй год жизни ребенок вырастет на 12-13 см, за третий – 7-8 см.

МАССА ТЕЛА.
В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем равна 3-3,5 кг. Однако, адаптивная масса тела составляет 3250-3650 граммов. В норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается «физиологическая» убыль в массе до 5 %. Это объясняется большей потерей воды при недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери массы тела происходит максимум к 2 неделям.

Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.
Для определения массы тела в возрасте до года лучше использовать табл. 3.
Исходя из данной таблицы, прибавку массы тела ребенка за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая из прибавки предыдущего месяца (но только после 3-го месяца) 50 граммов, или по формуле: Х=800-50 х п, где 50 – ребенок прибавляет в массе тела на 50 г. меньше за каждый последующий месяц жизни, после 3-го месяца; п – число месяцев жизни ребёнка минус три.
Например, за десятый месяц жизни ребёнок прибавляет в массе 800-(50х7) =450г.

Существует и другое мнение, что средняя ежемесячная прибавка в массе тела в первом полугодии жизни составляет 800г., во втором полугодии – 400г. Однако, следует подчеркнуть, что расчет по данным, приведенным в табл. 3 считается предпочтительнее (физиологичнее). Данные по оценке массы тела относительно роста (длина тела) для мальчиков и девочек в центильных интервалах приведены в табл. 4 и 5.

В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов. Дети с первоначальной малой массой тела дают относительно большие ежемесячные прибавки массы и она удваивается и утраивается раньше, чем у детей более крупных. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании сразу после рождения, удваивают свою массу тела приблизительно на месяц позднее детей, находящихся на естественном вскармливании. Масса тела лабильный показатель, особенно у ребёнка раннего возраста, и может меняться под влиянием различных условий иногда в течение дня. Поэтому масса тела является показателем текущего состояния организма, в отличие от роста, который не сразу изменяется под влиянием различных условий и является более постоянным и устойчивым показателем. Отклонение массы тела от нормы до 10% не считается патологией, однако, детский врач должен анализировать эту потерю.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ.
При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.

Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.).

У ребенка, родившегося с адаптивными показателями роста и массы тела, окружность головы составляет около 36 см. За первые 3 месяца жизни окружность головы должна «вырасти» на 4 см (т.е. в 3 месяца – 40 см.). За последующие 3 месяца окружность головы увеличивается еще на 3 см и становится к 6 месяцам равной 43 см, а к году 46-48 см. Размеры большого родничка при рождении не должны превышать 2,5х3см, 3х3см.

Окружность головы измеряют при положении сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, а спереди – над бровями.

Для характеристики физического развития ребёнка большое значение имеет правильная оценка особенностей его грудной клетки, так как жизнедеятельность внутренних органов во многом зависит от формы и размеров последней. Нарастание окружности грудной клетки наиболее интенсивно происходит на первом году жизни, особенно в первые 6 месяцев.
У новорожденного окружность грудной клетки составляет 33-35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. в месяц. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см., после чего энергия нарастания падает и окружность грудной клетки в среднем увеличивается к дошкольному возрасту на 3 см., а в дошкольном – на 1-2 см в год.

Для индивидуальной оценки физического развития ребёнка важно знать периоды перекреста окружности головы и грудной клетки. У здоровых детей этот перекрест происходит приблизительно в 3-4 месяца, a детей, у которых в 5-7 мес. не наступил перекрест, нужно брать на учет и анализировать у них динамику развития грудной клетки и головы. Более ранний перекрест может свидетельствовать о развивающейся микроцефалии, поэтому необходимо следить за сроками закрытия большого родничка . Большой родничок должен зарастать к концу первого года у 80% детей, у остальных детей – к 1,5 годам. Передне-задний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного диаметра или равен ему. Уже в течение первого года жизни поперечный диаметр начинает превалировать над передне- задним и форма грудной клетки уплощается.

СТАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.
Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).

В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову,
в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот,
в 5,5 –6 месяцев – хорошо поворачивается с живота на спину,
в 6 месяцев – сидит, если его посадили,
в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – сядет сам,
в 9 месяцев – хорошо стоит,
в 10 месяцев – прохаживается по манежу, держась рукой,
к 12 месяцам – самостоятельно ходит.

Развитию статических функций способствуют различные комплексы упражнений для детей: от 1-го до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев.

СВОЕВРЕМЕННОЕ ПРОРЕЗЫВАНИЕ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ.
Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов – акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов – 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.

Каждый из использованных показателей, имея самостоятельное значение, не может служить критерием общего развития ребёнка, если он рассматривается изолированно, а не в связи с другими признаками. Половые различия и показатели физического развития на первом году жизни выражены незначительно.

Таким образом, под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и взаимозависимости от условий внешней среды и наследственных факторов.

Понятие роста и развития организма. Показатели физического развития детей дошкольного возраста: длина тела, масса тела, окружность головы и грудной клетки, прорезывание зубов. Их динамика в зависимости от возраста

Человеческий организм развивается и изменяется в течение всей своей жизни от момента зарождения до смерти. Этот процесс индивидуального развития носит название онтогенеза. Организм не является простой суммой миллиардов клеточных элементов. Это качественно новый уровень клеточной формации. Ткани, органы и системы тесно связаны между собой и составляют единое анатомическое и функциональное целое, обуславливая работу всего организма. Вместе с тем, принцип целостности организма органично связан с признанием его индивидуальных особенностей, то есть – человек как отдельное, есть единство частного и общего, с потенциальным признанием индивидуального и особенного в каждом человеке.

Любой организм для своего роста, развития и жизнедеятельности нуждается в определенных условиях существования, представляя единое целое с окружающей средой. У высших животных и человека в согласованной работе всех органов и систем, а также в осуществлении связи с окружающей средой руководящую роль играет нервная система. Всякие изменения во внешней среде оказывают влияние на весь организм через нейро-эндокринный аппарат, в результате чего соответственно изменяются функциональные реакции, помогающие приспособиться организму к определенным условиям существования.

Наиболее выраженные изменения в строении организма человека происходят в период от новорожденности до периода полового созревания. Современный врач, призванный заботиться о здоровье ребенка, не может относиться к детскому организму как к уменьшенной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду от рождения до зрелости свойственны свои специфические особенности строения и функционирования.

Являясь биологическим объектом природной экосистемы и членом общества, человек находится под воздействием сложного комплекса климатических, химических, радиоактивных, электромагнитных, шумовых и других факторов, своеобразной социально-экономической среды его обитания. Поэтому здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.

Ребёнок и подросток отличаются от взрослого человека особенностями строения и функции организма, которые значительно изменяются в различные периоды их жизни. Знание возрастных особенностей морфологии и физиологии детей необходимо в наибольшей степени использовать в деле воспитания подрастающего поколения.

Преподавателю физической культуры в школе и тренеру необходимо достаточно подробно знать о морфофункциональных особенностях систем организма детей и подростков, а также специфику их физической работоспособности в различные периоды развития для построения оптимального учебного и тренировочного процесса, для достижения как оздоровительного, так и спортивного результата. Необходимым условием правильной организации воспитания детей и подростков является систематическое наблюдение за их физическим развитием и состоянием здоровья. Очень важно знать, какие величины того или иного признака физического развития соответствуют данному возрасту ребёнка, каковы годичные прибавки роста, веса и т. д. для того, чтобы своевременно уловить отклонения в ходе индивидуального развития ребёнка.

Проблемам изучения физического развития детей уделяется достаточно много внимания в научной литературе как отечественными, так и зарубежными учёными. Безусловно, без сведений о физическом развитии и физической работоспособности не представляется возможным судить о состоянии здоровья, о социально-гигиенических и социально-экономических условиях жизни, о способностях и подготовке к труду и спорту. Количественное определение физической работоспособности необходимо при организации физического воспитания населения различных возрастно-половых групп, при отборе, планировании и прогнозировании учебно-тренировочных нагрузок спортсменов, при организации двигательного режима больных в клиниках и центрах реабилитации и т. д.

Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.

Следует отметить, что само понятие «физическое развитие» различные авторы трактуют по-разному. К сожалению, и в самой методике оценки физического развития человека нет единства. Некоторые авторы, например, ограничиваются длиной, массой тела и окружностью грудной клетки, чего явно недостаточно для полной характеристики физического развития. Несмотря на всю внешнюю несхожесть, на наш взгляд, речь, тем не менее, идет о разных сторонах одного явления, лишний раз, подчеркивая многогранность самого процесса развития человека.

Очевидно, что под физическим развитием следует понимать непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Поэтому для объективной современной оценки их следует рассматривать совместно. Таким образом, под физическим развитием понимается комплекс морфофункционных показателей, которые определяют физическую работоспособность и уровень биологического состояния индивидуума в момент обследования.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда происходят преобразования генотипических потенций в фенотипические проявления. Генотип характеризует индивидуальные морфофункциональные особенности организма, унаследованные от родителей. Под влиянием факторов внешней среды генотип преобразуется в фенотипические проявления. Фенотип изменяется в течение всей жизни, отражая возрастную динамику физического развития. Известно, что влияние генетической программы и факторов внешней среды на физическое развитие неодинаково в различные возрастные периоды. Влияние социально-экономических условий жизни и других факторов внешней среды наиболее выражено, в так называемые, сенситивные возрастные периоды – грудной и подростковый возраст, когда интенсивно протекают процессы роста и развития или, наоборот, как в пожилом и старческом возрасте – процессы инволюции. Это связано с тем, что онтогенез человека неоднороден, дискретен. Существование отдельных фаз развития объясняются включением определенной части генома наследственных признаков.

Физическое развитие, как и другие показатели состояния здоровья, рождаемость, заболеваемость, смертность и др. отражают санитарное состояние детского коллектива. Наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей и подростков совершенно необходимо медицинским работникам детских учреждений, так как позволяет своевременно наметить и осуществить как индивидуальные, так и массовые оздоровительные мероприятия. Без индивидуальной оценки физического развития невозможно составить обобщенную характеристику той или иной группы, так же как без знания средних показателей физического развития, свойственных данному возрасту, полу и коллективу, нельзя объективно оценить физическое развитие каждого в отдельности.

В настоящее время принято говорить об индивидуально-типологическом научном подходе, который охватывает особенности организма с учетом пола, возраста, конституции и других личностных характеристик. Одной из центральных характеристик при индивидуально-типологической оценке организма является такое понятие, как конституция. Основа учения о конституции человека заключается в том, что каждому из нас присущ строго определенный набор различных показателей. Конституция – это совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств. Конституция определяет своеобразие ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения. Особенности физического развития в значительной мере зависят от конституции человека. Из факторов внешней среды, под влиянием которых складываются конституциональные особенности (социально-экономических условий, питания, перенесенных болезней, занятий физической культурой и спортом), очень существенное значение имеют занятия физической культурой. Как обобщенная морфофункциональная характеристика индивидуума, конституция отражает не только особенности телосложения, но также и психическую деятельность, метаболизм, вегетативные реакции, адаптационные и патологические реакции.

Хотя проблема конституции имеет многовековую историю, до настоящего времени нет общепринятой формулировки этого понятия, пригодной для лиц различного пола и возраста. Различные методические подходы к выделению конституциональных типов, неоднозначное толкование самого понятия «конституция» – все это привело к созданию многочисленных схем конституциональной типологии.

Наибольшее распространение получили классификации Виолы (лонгитип, брахитип, нормотип или смешанный тип), Кречмера (пикнический, лептосомально-астенический и атлетические типы), Шелдона (эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный и смешанные типы телосложения), Сиго (дигестивный, мускульный, церебральный и торакально-респираторный типы телосложения, Вейденрейха (лептозомный и эйризомный), А. А. Богомольца (астенический, пастозный, фиброзный и липоматозный конституциоальные типы), В. В. Бунака (долихопластический, мезопластический, брахипластический и субпластический конституциональные типы). Большая часть классификаций типов телосложения не используются в настоящее время во врачебной практике.

В повседневной медицинской практике нашей страны наиболее широко применяется схема конституциональных типов по М. В. Черноруцкому. Выделяются три основных типа телосложения:

  • 1) нормостенический тип, характеризующийся пропорциональными размерами тела и гармоничным развитием костно-мышечной системы;
  • 2) астенический тип, который отличается стройным телом, слабым развитием мышечной системы, преобладанием продольных размеров тела и размеров грудной клетки над размерами живота, а длины конечностей над длиной туловища;
  • 3) гиперстенический тип, отличающийся хорошей упитанностью, длинным туловищем и короткими конечностями, относительным преобладанием поперечных размеров тела и размеров живота над размерами грудной клетки.

Относительно детского и подросткового возраста нет общепринятой классификации конституциональных типов, а некоторые при этом считают и крайне нецелесообразным подобное выделение для растущего возраста. Тем не менее, наибольшее распространение на сегодняшний день получила схема В.Г.Штефко и А.Д.Островского, согласно которой наиболее распространеными среди детей являются следующие типы телосложения:

  • – астеноидный, характеризуется тонким скелетом, длинными нижними конечностями, узкой грудной клеткой, острым надчревным углом;
  • – торакальный (или грудной), который имеет развитую грудную клетку, большую жизненную емкость легких и тех частей лица, которые принимают участие в дыхании, небольшой живот;
  • – мышечный тип отличается хорошо выраженным контуром мышц, равномерно развитым туловищем, широкими и высокими плечами, грудной клеткой средней длины, надчревный угол близок к 90°, округлой или квадратной формой лица;
  • – дигестивный тип имеет развитую нижнюю треть лица, короткую шею, короткую и широкую грудную клетку, развитый живот, тупой надчревный угол и выраженные жировые складки.

Учитывая и сравнивая несколько параметров тела по Л. Д. Заяц (1975), выделяются следующие морфотипы: нормальный (оптимальное соотношение всех размеров); инфантильный (отставание размеров таза, грудной клетки, роста); астенический (отставание размеров таза и грудной клетки, чаще при высоком росте); общее опережение (увеличение размеров таза, грудной клетки, роста); брахискелия (опережение размеров таза и грудной клетки при отставании в росте или при нормальном росте); интерсексуальный или атлетический (опережение развития грудной клетки при отставании размеров таза вне зависимости от роста); прочие (отставание или опережение только размеров таза или грудной клетки в разных сочетаниях).

Выделяют два основных вида научных исследований процессов роста у человека – продольное и поперечное. При продольных исследованиях (индивидуализирующий метод) в течение ряда лет измеряют ежегодно или несколько раз в год. При поперечных исследованиях (генерализирующий метод) – обследуется разный возраст, тем самым, формируя усредненную картину. Поперечные исследования дают возможность установить нормальные ростовые показатели и нормы для каждого возраста, однако, в отличие от продольных, они не вскрывают индивидуальных различий в динамике роста. Продольные исследования выявляют взаимосвязь морфологических и функциональных показателей, отражая воздействие внутренних и внешних факторов в регуляции роста.

Одна из наиболее распространенных схем периодизации онтогенеза человека была предложена в 1965 г. В. В. Бунаком (табл. 1). По этой схеме весь период онтогенеза делится на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную. Для их разграничения предлагаются следующие показатели: для прогрессивной стадии – продольный рост тела, прекращение которого означает конец стадии. Для стабильной стадии – увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный уровень функциональных показателей. Характеристики регрессивной стадии – падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов, осанки, скорости движений и т. д.

Таблица 1 Периоды индивидуального развития (В. В. Бунак, 1965)

Оценка физического развития ребенка: таблицы норм веса, роста, окружности груди и головы

Содержание статьи:

Все родители хотят знать, правильно ли развивается их ребенок. Определить это помогут таблицы с нормами веса, роста, окружности груди и головы. Для этой цели можно использовать центильные таблицы, а также нормы ВОЗ 2006 года. В статье рассмотрим, как пользоваться этими таблицами для оценки физического развития детей, как правильно измерять параметры детей, в частности грудных, а также на что могут указывать отклонения от табличных норм.

Как пользоваться таблицами норм для оценки физического развития детей до года и дошкольников?

Особенности составления таблиц ВОЗ, выпущенных в 2006 г.:

  • Изначально мониторинг производился в разных странах и клиниках мир а . На основании таких глобальных исследований были выведены численные показатели нормального развития каждого ребенка независимо от места проживания.
  • Принципиальным отличием новой системы оценки физического развития от устаревшей является такой важный показатель, как грудное вскармливание. Именно такая пища считается нормой для младенцев. Предыдущие «справочные» показатели были завышенными, так как были ориентированы на вскармливаемых детскими смесями младенцев. Новые нормы ВОЗ применимы в любом регионе, независимо от расы и национальных особенностей медицины той или иной страны.
  • В течение пяти лет ученые и медики, диетологи и иммунологи, нутриционисты и защитники прав детей проводили исследования , а полученные в итоге графики, таблицы стали прорывом в системе детского здравоохранения.

Как использовать таблицы ВОЗ для оценки развития ребенка?

Таблицы ВОЗ (используемые русскими врачами) разбиты на колонки. В каждой прописаны числовые показатели, по которым определяется насколько развитие ребенка находится в общепризнанной норме. Чтобы оценить правильно ли развивается ребенок, нужно в таблице ВОЗ найти в первой колонке значение, соответствующее возрасту ребенка или близкое к нему, и затем в этой же строке в других колонках найти показатель близкий к значению величины, измеренного у ребенка параметра тела.

  • Нормальными считаются показатели в средней колонке и в прилегающих к ней колонках со значениями выше и ниже среднего . Если измерения, сделанные родителями, идентичны показателям в средних колонках, беспокоится не о чем.
  • Насторожить и побудить обратиться в педиатру родителей должны показатели физического развития ребенка, находящиеся в крайних колонках таблицы с низкими/очень низкими/высокими/очень высокими значениями.

Как пользоваться отечественной центильной таблицей для оценки окружности груди у детей?

Центильная график-таблица элементарна в использовании и доступна для понимания обычным среднестатистическим родителям. Поскольку центили (или иначе проценты) указаны в средних значениях, то не стоит паниковать, если данные ребенка находятся в пределах двух средних колонок. Ниже рассмотрим метод оценки развития ребенка по центильной таблице с нормами окружности груди.

  • Чтобы определить нормально ли развивается ребенок по размеру грудной клетки, в левой крайней колонке таблицы найдите возраст, соответствующий возрасту малыша. Если возраст младенца 3 месяца и 6 дней, то ищем показатель нормы для трехмесячного младенца. Если реальный возраст малыша 3 месяца и 20 дней, то соответствующие показатели ищем в строке «4 месяца».
  • Верхняя строка градуирована по центилям (процентам) – 3, 10, 25, 75, 90, 97. Измерив окружность груди, сверьте полученные данные со средне-нормальным показателем в соответствующей строке.
  • Если величина окружности груди ребенка попадает между 25 и 75 центилями, то это прекрасно, нет поводов для беспокойства.
  • Если величина окружности груди ребенка соответствует значению в колонке 10 или 90, то это свидетельствует о возможном намечающемся дисбалансе в развитии.
  • Если величина окружности груди ребенка соответствует значениям в колонке с 3 или 97 центилями, то это повод проконсультироваться с педиатром или невропатологом.

Важным фактором считается соответствие показателей всех таблиц между собой. Например, у субтильного мелкого ребенка даже показатель в 3 центиля может указывать только на его астеничное сложение, а не на развитие патологий в организме. Обязательно проверяйте соответствие роста возрасту, массы тела росту или объемов головы и груди возрасту.

Таблицы ВОЗ: нормы веса, роста, окружности головы для мальчиков и девочек до года

По приведенным ниже таблицам можно проверить, как должны нормально изменяться размеры головы, веса и роста у младенцев в первый год их жизни. Показатели для мальчиков и девочек различны. Чтобы воспользоваться таблицами, необходимо прежде последовательно измерить сантиметровой лентой окружности головы, грудной клетки, рост малыша,а также взвесить ребенка. Все полученные данные записываются и по ним проводится оценка развития малыша при помощи таблиц.

Читайте также:  Спазм в горле - причины, диагностика, лечение
Добавить комментарий