Анатомия – это: определение, типы и история анатомии

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНАТОМИИ КАК НАУКИ

P A R S C O M M U N I S

О Б Щ А Я Ч А С Т Ь

АНАТОМИЯ (от греч. anatomё – рассечение, расчленение), наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом; часть морфологии (Большая Советская Энциклопедия).

АНАТОМИЯ (anatomia; от греч. anatomё рассечение, расчленение) – медико-биологическая наука, изучающая форму и строение тела человека и животных, а также составляющих его органов в связи с их функцией и развитием; часть морфологии (Энциклопедический Словарь Медицинских Терминов).

МОРФОЛОГИЯ(morphologia; греч. morphё вид, форма + греч. logos учение, наука) в биологии – комплекс наук, изучающих форму и строение организмов в их онто- и филогенезе; включает анатомию, гистологию (науку о тканях), цитологию (науку о клетках), эмбриологию (науку о развитии зародыша), патологическую анатомию.

АНАТОМИЯ – (греч.), собственно рассечение, — наука о строении органических существ (Словарь Брокгауза и Ефрона)

АНАТОМИЯ – (греч.) – искусство расчленения организмов; учение о форме и строении растительных (фитотомия) и животных (зоотомия) организмов, а также человеческого тела (антропотомия) (Словарь Брокгауза и Ефрона)

АНАТОМИЯ – наука о строении человеческого тела, о строении всех тех частей его, в результате сочетания которых человек может жить, отправляя все свои функции (С.И. Лебедкин, П.Я. Герке)

АНАТОМИЯ – это наука о формах и внутреннем устройстве тела живого человека (Д.А. Жданов, 1979).

АНАТОМИЯ(расчленение) – наука о форме и строении организма в его развитии и во взаимодействии с внешней средой; одним из первых методов изучения трупов было расчленение (Т. Донат)

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА –наука о форме и строении его тела (Г.Ф. Иванов)

АНАТОМИЕЙ ЧЕЛОВЕКАназывается наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой (М.Г. Привес)

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА – наука о строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиций развития, функциональных возможностей и постоянного взаимодействия с окружающей внешней средой (И.В. Гайворонский).

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА –это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма (М.Р. Сапин).

НОРМАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА –наука о строении организма в его развитии, с учетом условий существования (т.е. действия факторов окружающей среды) (В.Н. Тонков).

КЛАССИФИКАЦИЯ АНАТОМИИ

НАУЧНЫЕ АНАТОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ (НОРМАЛЬНАЯ, ОПИСАТЕЛЬНАЯ) АНАТОМИЯ –анатомия, изучающая и описывающая строение, форму и расположение органов и их развитие по системам; ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ (ОБЛАСТНАЯ, РЕГИОНАРНАЯ) АНАТОМИЯ –анатомия, изучающая строение, форму и взаимоотношение органов по областям тела, причем особое внимание обращается на взаимное пространственное расположение анатомических образований; СРАВНИТЕЛЬНАЯ АНАТОМИЯ –анатомия, изучающая закономерности строения и развитие организмов и их органов путем сопоставления у животных различных систематических групп; позволяет выяснить историю развития человеческого организма; ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ –анатомия, изучающая строение, форму и расположение органов в организме, пораженном патологическими процессами и болезнями.

НАПРАВЛЕНИЯ АНАТОМИИ:

А) ПО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОДАМ-

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ –раздел анатомии, изучающий морфологические изменения органов и систем в условиях эксперимента; ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ – раздел анатомии, изучающий возрастные морфологические изменения органов и систем и организма в целом; ТИПОВАЯ АНАТОМИЯ –направление анатомии, изучающее особенности строения органов и систем в зависимости от типа телосложения человека; ЭВОЛЮЦИОННАЯ АНАТОМИЯ –раздел анатомии, изучающий строение и функцию органов и систем с позиций эволюционного развития живой природы. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ –направление анатомии, изучающее строение органов и систем в связи с их функцией. ДИНАМИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ –раздел анатомии, изучающий движения тела человека и морфологические изменения в организме, которые при этом происходят.

Б) ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ПРИЛОЖЕНИЯМ –

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ – раздел анатомии, изучающий особенности строения органов в зависимости от условий среды обитания организма. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ – прикладной раздел анатомии, изучающий статику и динамику внешних форм тела с целью понимания их выразительности и отражения в изобразительном искусстве; ПРОЕКЦИОННАЯ АНАТОМИЯ –прикладной раздел анатомии, изучающий проекцию анатомических структур на поверхности тела человека. КЛИНИЧЕСКАЯ (ПРИКЛАДНАЯ) АНАТОМИЯ – направление анатомии, изучающее строение и топографию органов применительно к запросам клинической медицины. ВЕТЕРИНАРНАЯ АНАТОМИЯ – направление анатомии, изучающее строение и топографию органов домашних и сельскохозяйственных животных применительно к запросам ветеринарии.

В) ПО УРОВНЯМ ИЗУЧЕНИЯ –

МАКРОСКОПИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ – анатомия, изучающая строение органов и систем в пределах видения человеческого глаза; МАКРОМИКРОСКОПИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ –направление анатомии, изучающая строение анатомических структур в пределах макромикроскопического видения (от 6 до 40 крат); МИКРОСКОПИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ (ЧАСТНАЯ ГИСТОЛОГИЯ) – раздел анатомии, изучающий тонкое строение анатомических структур с использованием микроскопа (от 40 крат и более).

РАЗДЕЛЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ (ОПИСАТЕЛЬНОЙ) АНАТОМИИ

ОСТЕОЛОГИЯ(osteologia) – учение о костях. Раздел анатомии изучающий и описывающий строение скелета.

АРТРОСИНДЕСМОЛОГИЯ (arthrosyndesmologia)– учение о суставах и связках, наука о соединениях костей.

МИОЛОГИЯ(myologia) раздел систематической анатомии, изучающий строение мышечной системы.

СПЛАНХНОЛОГИЯ(splanchnologia) раздел анатомии, изучающий пищеварительную, дыхательную и мочеполовую системы внутренних органов.

АНГИОЛОГИЯ(angiologia) раздел анатомии, изучающий кровеносные и лимфатические сосуды.

НЕВРОЛОГИЯ(neurologia) – раздел описательной анатомии, изучающий центральный и периферический отделы нервной системы.

ЭСТЕЗИОЛОГИЯ(aesthesiologia) раздел описательной анатомии, изучающий строение органов чувств.

ЭНДОКРИНОЛОГИЯ(endocrinologia) – раздел систематической анатомии, изучающий строение органов внутренней секреции.

АНАТОМИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА. АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСИ И ПЛОСКОСТИ. ОСНОВЫ АНАТОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

БАЗЕЛЬСКАЯ АНАТОМИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА(Basle Nomina Anatomica, BNA) – первый официальный перечень латинских анатомических терминов, принятый на IX Конгрессе Anatomische Gesellschaft (1895, Базель, Швейцария).

ЙЕНСКАЯ АНАТОМИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА(Jenaer Nomina Anatomica, JNA) – анатомическая номенклатура, принятая в 1935 году съездом Немецкого анатомического общества в Йене. Поскольку данная номенклатура была составлена применительно к положению тела четвероногих животных, она не получила международного признания.

ПАРИЖСКАЯ АНАТОМИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА(Paris Nomina Anatomica, PNA) – дополненный и исправленный перечень латинских анатомических терминов, принятых на VI Федеративном международном анатомическом конгрессе (1955, Париж, Франция).

МЕЖДУНАРОДНАЯ АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ(Terminologia Anatomica) – официальный список терминов на базе PNA для всех направлений анатомии, созданный на основе консультаций с научными обществами, входящими в Международную федерацию ассоциаций анатомов (IFAA). Опубликована в 1998 году, русскоязычная версия издана в 2003 году.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ(planum horizontale) – плоскость, делящая тело на верхнюю и нижнюю части.

ВЕРХНИЙ(superior) – расположенный выше.

НИЖНИЙ(inferior) – расположенный ниже.

КРАНИАЛЬНЫЙ(cranialis) – расположенный ближе к черепу, относящийся или направленный к голове.

КАУДАЛЬНЫЙ(caudalis) – расположенный ближе к хвосту.

САГИТТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ(planum sagittale) – плоскость, делящая тело на правую и левую половину.

СРЕДИННАЯ ПЛОСКОСТЬ(planum mediale) – сагиттальная плоскость, делящая тело на две симметричные половины.

ПРАВЫЙ(dexter) – расположенный справа от срединной плоскости.

ЛЕВЫЙ(sinister) – расположенный слева от срединной плоскости.

МЕДИАЛЬНЫЙ(medialis) – расположенный ближе к срединной плоскости.

ЛАТЕРАЛЬНЫЙ(lateralis) – расположенный дальше от срединной плоскости.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ(intermedius) – расположенный между двумя соседними структурами.

ФРОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ(planum frontale) – плоскость, разделяющая тело на переднюю и заднюю части (лобная или венечная плоскость).

ПЕРЕДНИЙ(anterior) – расположенный спереди.

ЗАДНИЙ(posterior) – расположенный сзади.

ВЕНТРАЛЬНЫЙ(ventralis) – находящийся ближе к передней стенке живота.

ДОРСАЛЬНЫЙ(dorsalis) – расположенный ближе к спине.

НАРУЖНЫЙ(externus) – расположенный кнаружи.

ВНУТРЕННИЙ(internus) – расположенный внутри.

ПОВЕРХНОСТНЫЙ(superficialis) – расположенный неглубоко, поверхностно.

ГЛУБОКИЙ(profundus) – расположенный в глубине, глубже.

ПРОКСИМАЛЬНЫЙ(proximalis) – находящийся ближе к туловищу.

ДИСТАЛЬНЫЙ(distalis) – расположенный дальше от туловища.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОСЬ(axis verticalis) – продольная ось, расположенная вертикально, вдоль тела.

САГИТТАЛЬНАЯ ОСЬ(axis sagittalis) – ось в сагиттальной плоскости, перпендикулярная вертикальной.

ФРОНТАЛЬНАЯ ОСЬ(axis frontalis) – ось, расположенная во фронтальной плоскости, перпендикулярная вертикальной оси, является поперечной осью тела.

ПЕРЕДНЯЯ СРЕДИННАЯ ЛИНИЯ(linea mediana anterior) – вертикальная линия, проходящая по середине передней поверхности тела, является передним контуром срединной плоскости.

ГРУДИННАЯ ЛИНИЯ(linea sternalis) – проходит вертикально вдоль латерального края грудины.

ОКОЛОГРУДИННАЯ ЛИНИЯ(linea parasternalis) – линия, вертикально расположенная между грудинной и среднеключичной линиями.

СРЕДНЕКЛЮЧИЧНАЯ ЛИНИЯ(linea medioclavicularis) – линия, вертикально проходящая через середину ключицы.

ПЕРЕДНЯЯ ПОДМЫШЕЧНАЯ ЛИНИЯ(linea axillaris anterior) – вертикальная линия, проходящая по переднему краю подмышечной ямки.

СРЕДНЯЯ ПОДМЫШЕЧНАЯ ЛИНИЯ(linea axillaris media) – линия, расположенная посередине между передней и задней подмышечными линиями.

ЗАДНЯЯ ПОДМЫШЕЧНАЯ ЛИНИЯ(linea axillaris posterior) – проходит по заднему краю подмышечной ямки.

ЛОПАТОЧНАЯ ЛИНИЯ(linea scapularis) – проходит вертикально через нижний угол лопатки.

ОКОЛОПОЗВОНОЧНАЯ ЛИНИЯ(linea paravertebralis) – проходит вертикально через концы поперечных отростков позвонков.

ЗАДНЯЯ СРЕДИННАЯ ЛИНИЯ(linea mediana posterior) – вертикально проходит по задней поверхности тела в срединной плоскости.

Дата добавления: 2014-12-25 ; Просмотров: 2499 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Анатомия берет свое начало от латинского anatomĭa, который, в свою очередь, происходит от греческого термина, означающего «рассечение» . Концепция позволяет назвать анализ конформации, состояния и связей различных секторов тела человека и других живых существ.

Таким образом, анатомия изучает характеристики, расположение и взаимосвязь органов, которые являются частью живого организма. Эта дисциплина отвечает за разработку описательного анализа живых существ.

Первое анатомическое исследование датируется 1600 г. до н.э. и записано в египетском папирусе. Благодаря этому мы можем знать, что эта древняя цивилизация имела важные знания о том, что она делает с внутренностями и человеческим строением, хотя мало что они знали о том, как работал каждый орган.

В четвертом веке до нашей эры Аристотелем был повышен уровень знаний в этой области. В то время были проведены первые расчленения человеческих трупов, и благодаря им стало известно о функционировании различных частей организма .

Позже римляне и арабы продвинулись немного дальше, а позже, во время Ренессанса, появились новые исследования, которые стали известны как современная анатомия, основанная не на трудах тысяч лет назад, а на реальных наблюдениях. это сделали несколько ученых, среди которых был и Андрес Весалио, один из ключевых представителей этой науки.

В соответствии с его подходом можно разделить анатомию на клиническую или прикладную анатомию (связывает диагноз с лечением), описательную или систематическую анатомию (разделяет организм на системы), региональную или топографическую анатомию (обращается к пространственному разделению), анатомию физиологические или функциональные (фокусируется на органических функциях) или патологическая анатомия (специализируется на повреждении органов) и другие.

В то же время, согласно типу организмов, изучаемых этой наукой, это можно назвать анатомией растений и анатомией животных .

Анатомия растений, также известная как анатомия растений, является отраслью ботаники, которая отвечает за изучение внутренней структуры видов, принадлежащих к царству Plantae . Эта наука включает изучение организмов, начиная с клеточного уровня и охватывая как ткани, так и структуру кости.

Анатомия человека, как следует из названия, посвящена изучению структур человеческого тела. В целом он ориентирован на знания о макроскопических структурах, поскольку другие дисциплины (такие как гистология или цитология ) отвечают за второстепенные элементы, такие как клетки или ткани . Человеческое тело можно понимать как организацию структур на разных уровнях: молекулы, которые образуют клетки, клетки, которые составляют ткани, ткани, которые создают органы, органы, которые интегрированы в системы и т. Д.

Стоит отметить, что анатомия также может быть сосредоточена на изучении биологических процессов, таких как развитие жизни (посредством изучения эмбрионов) или патологий, от которых могут страдать отдельные особи вида (изучение пораженных органов для выявить закономерности распространенных заболеваний среди его живых существ).

С другой стороны, существуют также хирургическая анатомия (отвечает за изучение лучших способов выполнения операций на различных органах) и художественная анатомия (отвечает за анатомические вопросы, связанные с представлением человеческой фигуры в искусстве ), которые позволяют связать анатомию с другими видами деятельности. В свою очередь, анатомию можно назвать с учетом методик, использованных для ее изучения, таков случай микроанатомии.

Анатомия — это наука, изучающая строение тела человека

Анатомия — это часть науки биологии, занимающаяся изучением структуры организмов и их частей. Также, анатомия — это отрасль естествознания, которая занимается структурной организацией живых существ. Это древняя наука, берущая свое начало в доисторические времена. Анатомия неразрывно связана с эмбриологией , сравнительной анатомией , эволюционной биологией и филогенией. Анатомия человека является одной из основных составляющих медицины.

Анатомия — это наука, изучающая строение тела

Анатомия и физиология, которые исследуют (соответственно) структуру и функцию организмов и их частей, составляют естественную пару связанных дисциплин, и их часто изучают вместе.

Анатомия — это наука не только изучающая внешнее строение организма в целом, но и входящую в его состав внутреннюю форму и структуру органов.

Дисциплина анатомия делится на макроскопическую и микроскопическую анатомию . Макроскопическая анатомия или грубая анатомия — это исследование частей тела животного с использованием невооруженного зрения . Валовая анатомия также включает ветвь поверхностной анатомии . Микроскопическая анатомия включает использование оптических инструментов при изучении тканей различных структур, известных как гистология , а также при исследовании клеток .

История анатомии характеризуется прогрессирующим пониманием функций органов и структур человеческого тела . Методы также значительно улучшились, продвигаясь от изучения животных путем вскрытия туш и трупов (трупов) до медицинских методов 20-го века , включая рентгеновское , ультразвуковое и магнитно-резонансное изображение .

Анатомия — это наука, изучающая внутреннее и внешнее строение тела

Анатомия может быть изучена с использованием как инвазивных, так и не инвазивных методов с целью получения информации о структуре и организации органов и систем. Используемые методы включают в себя рассечение, в котором открывают тело и изучают его органы, и эндоскопия, в которой прибор, оборудованный видеокамерой , вставлен через небольшой разрез в стенке тела и используется для исследования внутренних органов и других структур. Ангиография с использованием рентгеновских лучей или магнитно-резонансной ангиографии — это методы визуализации кровеносных сосудов.

Читайте также:  Паратиреоидный гормон (ПТГ), паратгормон - регулятор кальция в крови

Термин «анатомия» обычно используется для обозначения анатомии человека . Однако по существу одни и те же структуры и ткани встречаются во всем остальном животном мире, и этот термин также включает анатомию других животных. Термин « зоотомия» также иногда используется для обозначения животных. Структура и ткани растений имеют разный характер и изучаются в анатомии растений

Ткани животных

Стилизованная схема вырезов животной клетки (с жгутиками)

Царство Animalia содержит многоклеточные организмы, которые являются гетеротрофными и подвижными (хотя некоторые из них вторично приняли сидячий образ жизни).

Большинство животных имеют тела, дифференцированные в отдельные ткани, и эти животные также известны как эуметазоаны . У них есть внутренняя пищеварительная камера с одним или двумя отверстиями; гаметы образуются в многоклеточных половых органах, а также зиготы включают в себя бластулу, во время их эмбрионального развития . Метазоаны не включают губки, которые имеют не дифференцированные клетки.

В отличие от растительных клеток , клетки животных не имеют ни клеточной стенки, ни хлоропластов . Вакуоли, если они присутствуют, более многочисленны и намного меньше, чем в клетке растения. Ткани тела состоят из многочисленных типов клеток, в том числе расположенных в мышцах, нервах и коже . Каждый из них имеет клеточную мембрану, образованную из фосфолипидов, цитоплазмы и ядра. Все различные клетки животного получены из эмбриональных зародышевых слоев.

Эти более простые беспозвоночные, которые образованы из двух зародышевых слоев эктодермы и энтодермы, называются диплобластическимии более развитые животные, структуры и органы которых образованы из трех зародышевых слоев, называются триплобластическими . Все ткани и органы триплобластического животного происходят из трех зародышевых слоев эмбриона, эктодермы, мезодермы и энтодермы .

Ткани животных можно сгруппировать в четыре основных типа: соединительную , эпителиальную , мышечную и нервную.

Гиалиновый хрящ при высоком увеличении

Соединительная ткань

Соединительные ткани являются волокнистыми и состоят из клеток, разбросанных среди неорганического материала, называемого внеклеточным матриксом. Соединительная ткань придает форму органам и удерживает их на месте. Основными типами являются свободная соединительная ткань, жировая ткань, волокнистая соединительная ткань, хрящ и кость. Внеклеточный матрикс содержит белки, главным и наиболее распространенным из которых является коллаген. Коллаген играет важную роль в организации и поддержании тканей. Матрица может быть модифицирована, чтобы сформировать скелет для поддержки или защиты тела.

Эпителий

Слизистая оболочка желудка при малом увеличении

Эпителиальная ткань состоит из плотно упакованных клеток, связанных друг с другом молекулами клеточной адгезии с небольшим межклеточным пространством. Эпителиальные клетки могут быть плоскоклеточными (плоскими), кубическими или столбчатыми и опираются на базальную пластинке, верхний слой базальной мембраны, нижний слой ретикулярной пластинки, лежащий рядом с соединительной тканью во внеклеточном матриксе, секретируемого эпителиальными клетками.

Существует множество различных типов эпителия, модифицированного в соответствии с конкретной функцией. В дыхательных путях существует тип ресничек — эпителиальная подкладка; в тонком кишечнике есть микроворсинки на эпителиальной подкладке, а в толстой кишке — кишечные ворсинки . Кожа состоит из наружного слоя кератинизированного стратифицированного плоского эпителия, который покрывает внешность тела позвоночного. Кератиноциты составляют до 95% клеток кожи.

Эпителиальные клетки на внешней поверхности тела обычно выделяют внеклеточный матрикс в виде кутикулы . У простых животных это может быть просто слой гликопротеинов. У более продвинутых животных многие железы образованы из эпителиальных клеток.

Мышечная ткань

Поперечное сечение через скелетную мышцу и небольшой нерв при большом увеличении

Мышечные клетки (миоциты) образуют активную сократительную ткань организма. Мышечная ткань функционирует, чтобы вырабатывать силу и вызывать движение, либо локомоцию, либо движение внутри внутренних органов. Мышцы образованы из сократительных волокон и разделены на три основных типа; гладкие мышцы, скелетные мышцы и сердечные.

Гладкие мышцы не имеют никаких страт при обследовании микроскопически. Они медленно сжимаются, но поддерживают сократимость в широком диапазоне растяжения. Они находится в таких организмах, как морские анемоны и стенка морских огурцов.

Скелетные мышцы быстро сокращаются, но имеет ограниченный диапазон расширения. Они находятся в местах движения конечностей и челюстей. Поперечно-полосатая мышца является промежуточной между двумя другими. У них волокна находятся в шахматном порядке, и это тип мышц, обнаруженных у дождевых червей, которые могут медленно расширяться и быстро сокращаться.

У высших животных поперечно-поперечные мышцы встречаются в пучках, прикрепленных к кости, чтобы обеспечить движение и часто расположены в антагонистических пучках. Гладкая мышца находится в стенках матки , мочевого пузыря , кишечника , желудка , пищевода , дыхательных путей и кровеносных сосудов. Сердечная мышца встречается только в сердце , позволяя ей сжиматься и перекачивать кровь по телу.

Нервная ткань

Нервная ткань состоит из многих нервных клеток, известных как нейроны, которые передают информацию. У некоторых медленно движущихся радиально-симметричных морских животных, таких как гребневики и книдарии (включая морские анемоны и медузы ), нервы образуют нервную сеть , но у большинства животных они организованы продольно в пучки.

У простых животных рецепторные нейроны в стенке тела вызывают локальную реакцию на раздражение. У более сложных животных специализированные рецепторные клетки, такие как хеморецепторы и фоторецепторы, встречаются в группах и отправляют сообщения по нейронным сетям к другим частям организма.

Нейроны могут быть соединены вместе в ганглиях. У высших животных специализированные рецепторы являются основой органов чувств, и есть центральная нервная система (мозг и спинной мозг) и периферическая нервная система.

Последняя состоит из сенсорных нервов, которые передают информацию от органов чувств и двигательных нервов, которые влияют на органы-мишени. Периферическая нервная система разделена на соматическую нервную систему, которая передает ощущение и контролирует произвольные сокращения мышц, и автономную нервную систему которая контролирует гладкие мышцы, определенные железы и внутренние органы, включая желудок.

Определение предмета анатомия и физиология.

1. Определение предмета анатомия и физиология. Связь с другими дисциплинами. Задачи и методы исследования. Краткий исторический очерк развития.

Анатомия является составной частью биологии – науки о живой природе, её формах и закономерностях развития. Анатомия – это наука, изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием условий существования ( под воздействием окружающей среды).

Своё название наука получила от метода исследования – рассечения, или препарирования (греч. anateme – рассекаю), который был сначала единственным, а затем главным в изучении строения тела.

Анатомия, как и другие морфологические науки, относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строения живой материи на различных уровнях её организации.

Физиология – наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма. Нормальная физиология изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма. Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Они закладывают фундамент для изучения других медико-биологических и клинических дисциплин: патологической анатомии и физиологии, хирургии, лечебной физкультуры и спортивной медицины и т.д. Знание нормального строения и функций органов и систем необходимо для глубокого понимания изменений, происходящих в организме больного человека, что, в свою очередь, является основой для успешной борьбы за здоровье человека.

Строение тела человека по системам (костная, мышечная, дыхательная и др.) изучает систематическая анатомия; на основе уже известных фактов систематической анатомии топографическая (хирургическая) анатомия рассматривает пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела (с учетом положения органов и их взаимоотношений со скелетом и между собой); пластическая анатомия объясняет внешние формы и пропорции тела; возрастная анатомия исследует изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма (онтогенеза), т.е. в зависимости от возраста; патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани. Функциональная анатомия рассматривает структуры отдельных частей организма под углом зрения выполняемых ими функций, что значительно дополняет знания, полученные при рассечении человеческого тела.

Совокупность физиологических знаний делят на ряд направлений: общую, специальную (частную) и прикладную физиологию. Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности (метаболизм органов и тканей), общие закономерности реагирования организма и его структур на воздействие среды (раздражение, возбуждение, торможение). Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (сердца, печени, почек и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, кровообращения и др.). Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).

Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности. У древних народов сведения о строении животных и человека складывались из случайных наблюдений при жертвоприношениях, на охоте, во время приготовления пищи. Рисунки, обнаруженные на стенах пещер, свидетельствуют, что им были известны такие органы, как сердце, легкие, печень. Развитие письменности позволило зафиксировать накопленные сведения по анатомии на папирусах. Так, в древнеегипетском папирусе Эберса (ок.2550 г.до н.э.) «Тайная книга врача», содержатся сведения о строении сердца и кровеносных сосудов.

Наиболее благоприятные условия для развития различных наук сложились в Древней Греции.

Более чем на 2 тысячелетия непререкаемым авторитетом в медицине стал древнегреческий врач и ученый Гиппократ (ок.460-окю377г.до н.э.). Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека; описал кости крыши черепа и соединения их при помощи швов; строение позвонков, ребер, орган зрения, мышцы, крупные сосуды, внутренние органы. Однако он не избежал ошибок: считал, что артерии содержат воздух, не отличал нервы от сухожилий, а вены от артерий.

Крупнейшими учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427-347 до н.э.) и его ученик Аристотель (384-322 до н.э.)Платон установил, что головной мозг позвоночных животных развивается из передних отделов спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал из внутренние органы, кости, хрящи. Он уже отличает нервы от сухожилий, знает, что артерии отходят от аорты. Но ошибочно считает, что все нервы органов чувств берут начало в сердце.

Большое влияние на развитие медицины оказала Александрийская школа врачей, возникшая в 3 в. до н.э. Врачам этой школы не только разрешалось вскрытие и препарирование трупов людей с научной целью, но и не запрещалось живосечение (вивисекция) осужденных на смерть рабов и преступников. В этот период стали известны имена Герофила и Эрасистрата. Герофил описал оболочки мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и их сосудистые сплетения, зрительный нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, лимфатические сосуды брыжейки. Он опроверг заблуждение Аристотеля, что сердце – орган мышления, окончательно признав эту роль за мозгом. Эрасистрат занимался и анатомией и физиологией. Ему было известно, что артерии содержат не воздух, а кровь, которая их легких поступает в левое предсердие, а затем в левый желудочек сердца и далее к органам. Он установил связь нервов с головным мозгом, полно описал печень и желчные ходы, сердце и его клапаны, предугадав их назначение.

Самым выдающимся ученым в медицине после Гиппократа стал римский биолог, анатом и физиолог, философ Гален (ок.130-ок.200г), который впервые стал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных. Человеческих трупов Гален не вскрывал, т.к. это считалось большим грехом и строго наказывалось вплоть до сожжения на костре. В результате Гален нередко ошибочно переносил на человека анатомические данные, полученные при вскрытии трупов животных. Гален подробно описал мышцы и кости, выделил типы строения костей, которые почти без изменений приняты и в современной анатомии. Из 12 пар черепных нервов он описал 7. Важные сведения получены о строении головного мозга. Гален рассматривал анатомические структуры в неразрывной связи с функцией.

Авторитет Галена был так велик, что почти 13 веков анатомию и медицину изучали в основном по его трудам. Его сочинения получили распространение среди персидских и арабских врачей, блестящим представителем которых был таджикский врач и философ Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037гг). В книге «Канон врачебной науки» он систематизировал и дополнил сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена.

Развитие анатомии в эпоху раннего средневековья тормозит церковь. Медицина и анатомия изучаются по трудам Гиппократа, Аристотеля и Галена, а врачевание сосредоточено в руках монахов, которым под угрозой отлучения от церкви запрещается производить вскрытие не только трупов людей, но и животных. Однако интенсивное развитие городов, торговли и культуры в 12-14вв. способствовало дальнейшему прогрессу науки. В Европе возникают первые университеты, где уже в 13в. Открываются медицинские факультеты, которым дается право вскрывать 1-2 трупа в год.

В эпоху Возрождения (15-18вв) был заложен фундамент научной анатомии. Это заслуга величайшего ученого и художника Леонардо да Винчи, бельгийского анатома Андреаса Везалия и английского естествоиспытателя Уильяма Гарвея.

Леонардо да Винчи сделал множество (более 800)очень точных рисунков костей, мышц, внутренних органов, сопровождающихся заметками и описаниями. Он изучал пропорции тела человека, положив начало пластической анатомии; изучал функциональную анатомию двигательного аппарата, особенности детского и старческого организмов.

Основателем анатомии как науки считается Андреас Везалий. В возрасте 22лет он заведовал кафедрой анатомии в Падуанском университете (Италия), в 25 лет получил звание доктора медицины, а в 28 лет опубликовал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела». В них он описал в систематическом порядке скелет, мышцы, связки, сосуды, нервы, внутренности, мозг и органы чувств.

В 16-17вв. уже производились публичные вскрытия трупов человека в специальных помещениях – анатомических театрах.

Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в физиологии. Испанский врач Мигель Сервет, а через 6 лет и ученик Везалия Коломбо высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей открыл большой круг кровообращения (1628г), а также предсказал наличие капилляров между артериями и венами (которые были открыты в 1661г М.Мальпиги).

Читайте также:  Антропометрия - определение, история и применение

В 17-18в. происходит не только ряд открытий, но и закладываются основы таких наук, как гистология, эмбриология, сравнительная анатомия. Голландский натуралист Антонии Ван Левенгук изобрел микроскоп, используя который впервые наблюдал и зарисовал сперматозоиды человека, описал эритроциты, бактерии, яйца и зародыши, части и органы более чем 200 видов растений и животных.

Французский философ и физиолог Рене Декарт внес в физиологию представление о рефлексе.

В 18-19вв. М.В. Ломоносов открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений.

19 век ознаменовался рождением трех величайших теорий: клеточной , эволюционной и наследственной.

Основателем клеточной теории является немецкий ученый Т.Шванн , который показал, что основной составной частью растительных и животных организмов является клетка.

В 1859г. вышла в свет книга английского ученого Ч.Дарвина «Происхождение видов», в которой автор обосновал изменчивость видов животных в процессе приспособления их к условиям существования и установил, что человек возник в процессе эволюции от человекообразных обезьян.

Основные законы теории наследственности были установлены чешским ученым-монахом Грегором Менделем, заложившим основы современной генетики.

В 1895г. немец В.Рентген открывает Х-лучи, что привело к созданию принципиально нового направления в анатомии – анатомии живого человека, или рентгеноанатомии.

Основателем топографической анатомии является Н.И.Пирогов. Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Пирогов описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами. Написал «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела», «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» и др.

И.М.Сеченов вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сознания, первым изучил растворенные в крови газы, открыл процесс торможения в ЦНС.

На развитие физиологии большое влияние оказали работы И.П.Павлова. Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. За работу в области физиологии пищеварения в 1904г. ему присудили Нобелевскую премию.

В Беларуси в 1921г. в БГУ открылся медицинский факультет. Основателем белорусской школы анатомов является профессор С.И.Лебедкин. Белорусские ученые Д.М.Голуб за цикл фундаментальных работ по развитию вегетативной нервной системы, П.И.Лобко, С.Д.Денисов и П.Г.Пивченко за учебное пособие «Вегетативная неравная система» награждены Государственной премией.

Методы исследования для изучения строения тела человека и его функций.

Для изучения морфологических особенностей человека выделяют 2 группы методов: 1) на трупном материале и 2) на живом человеке.

¾ Метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель и др.) – позволяет изучить строение и топографию органов. Впервые примене Герофилом и Эрасистратом был доведен до совершенства А.Везалием

¾ Метод вымачивания трупов в воде или специальной жидкости длительное время – для выделения скелета, костей и их изучения

¾ Метод распиливания замороженных трупов позволяет изучить взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела. Разработан Н.И.Пироговым.

¾ Инъекционный метод (метод наливки) – введение в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим просветлением паренхимы органа глицерином, метиловым спиртом, вазелиновым маслом и препарированием анатомических структур. Широко применяется при изучении кровеносной, лимфатической систем, бронхиального дерева, легких и др.

¾ Метод коррозии, или разъедания, используется при изучении кровеносного русла, внутренних органов. Заключается в заполнении полостных органов затвердевающими массами (пластмасса, жидкий металл) с последующим разрушением мягких тканей органа (помещают в раствор кислоты или щелочи), при этом сохраняется только слепок

¾ Микроскопический метод – изучение структуры органов при помощи микроскопов.

¾ Рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, томография, ангиография и др.) – позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни

¾ Соматоскопический (визуальный осмотр)- для определения формы грудной клетки, степени развития мускулатуры, искривления позвоночника и др. Используются также ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация) отдельных частей тела

¾ Соматометрический, или антропометрический – изучение строения тела путем измерения его отдельных частей и расчета их соотношений, определяющих пропорции тела. Метод позволяет определять соотношение мышечной, костной, жировой тканей, подвижность суставов…

¾ Метод эндоскопии – с помощью световодной техники исследуют внутреннюю поверхность дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, сердца и др.

Используются методы ядерно-магнитного резонанса, УЗ- эхолокации, электронной микроскопии и др.

Для исследования физиологических процессов обычно использовали экспериментальные методы.

¾ Метод экстирпации (удаления) органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей

¾ Фистульный метод основан на введении в полый орган (желудок, кишечник и пр.)трубки и закреплении ее на коже – изучается секреторная функция.

¾ Метод катетеризации – для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в сердце и кровеносных сосудах. При помощи катетеров вводят лекарственные средства.

¾ Метод денервации основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы. Для возбуждения органа используют химические или электрические раздражители.

Инструментальные методы: ЭКГ, ЭЭГ, вживление микро-макроэлементов и др.

В зависимости от формы проведения физиологический эксперимент делится на острый, хронический и в условиях изолированного органа.

Острый эксперимент предназначен для проведения искусственной изоляции органов и тканей, стимуляции различных нервов, регистрации электрических потенциалов, введения лекарств и др.

Хронический эксперимент применяется в виде целенаправленных хирургических операций (наложение фистул, нервно-сосудистых анастомозов, пересадка разных органов, вживление электродов и др.)

Функции органа можно изучать не только в целом организме, но и изолировано от него. В таком случае органу создаются необходимые условия для его жизнедеятельности, в том числе подачу питательных растворов в сосуды изолированного органа (метод перфузии).

Анатомия – это: определение, типы и история анатомии

№ 1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических дисциплин и для медицинской практики.

Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «. Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»’. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

№ 2 Современные принципы и методы анатомического исследования. Рентгенанатомия и значение ее для изучения клинических дисциплин.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана­томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

№ 3 Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная (медианная) плоскость, распо­ложенная вертикально и ориен­тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са­гиттальной.

Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый — dexter ) от левой (левый — sinister ). Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante -, rior ) от задней (задний — pos ­ terior ), называется фронталь­ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле­нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или «вентральный» ( ventralis ), «спинной», или «дорсальный» ( dorsalis ).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний— inferior ) от вышележащих (верхний — superior ).

Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis ) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis ), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus , transversdlis ) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis ) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре­динная линия, linea mediana anterior , проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste ­ rior , идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis , идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis , проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildrisсосковая линия. Перед­няя подмышечная линия, linea axillaris anterior , начинается от одноименной складки ( plica axillaris anterior ) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media , начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior , — от одноименной складки ( plica axillaris posterior ). Лопаточная линия, linea scapuldris , проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis , — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные отростки позвонков).

№ 4 Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания меха­низмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

№ 5 Методологические принципы анатомии (идея диалектического развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и функции и др.).

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии — изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систе­матический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на челове­ческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела че­ловека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анато­мия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и син­тетическая.

Читайте также:  Аэробное дыхание - функция, типы и примеры с тестом

№ 6 Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.

Наличие индивидуальной изменчивости формы и строенщ тела человека позволяет говорить о вариантах (вариациями» строения организма (от лат. variatio — изменение, varians -* вариант), которые выражаются в виде отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за норму.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от греч. anomalia — неправиль­ность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренних органов), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука терато­логия (от греч. teras , род. падеж teratos — урод).

Каждому человеку присущи свои, индивидуальные особеннос­ти строения . Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся.

Так, в соответствии с длиной тела и дру­гими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный (от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморф­ный (от греч. brachys — короткий) — короткое, широкое туло­вище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный (от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

№ 7 Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах. Примеры.

Не менее важно понимать развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on , род. падеж, ontos — сущее, существую­щее), в котором выделяют ряд периодов. Рост и развитие чело­века до рождения (пренатальный период) рассматривает э м бриология (от греч. embryon — зародыш, росток), после рождения (постнатальный период, от лат. natus — рожденный) изучает возрастная анатомия. В связи с увеличением продолжи­тельности жизни человека и особым вниманием к пожилому и старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, который изучает наука о закономерностях старения — геронтология (от греч. geron — старик).

В росте черепа после рождения можно проследить три основ­ных периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отли­чается энергичным ростом черепа, особенно в затылочной части.

На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формиро­ваться наружная и внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток височной кости и в нем сосцевидные ячейки. В растущих костях продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слу­ховой проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается слияние частей лобной кости, сраста­ются части решетчатой кости.

Во втором периоде — от 7 лет до начала периода полового созревания происходит замедленный, но равно­мерный рост черепа, особенно в области его основания. Объем мозгового отдела черепа к 10 годам достигает 1300 см 3 . В этом возрасте в основном завершено сращение отдель­ных частей костей черепа, развивающихся из самостоятельных точек окостенения.

Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых отличий. После 13 лет происходит даль­нейшее утолщение костей черепа; продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно уменьшает­ся при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между клиновидной и затылочной костями. Рост основания че­репа в длину к этому периоду заканчивается.

После 20 лет, особенно после 30 лет, происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42 года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хруп­кими.

Анатомия – это: определение, типы и история анатомии

Анатомией человека называется наука, изучающая форму и строение человеческого организма (и составляющих его органов и систем) и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой.

В основе ее в Советском Союзе лежит передовая философия диалектического материализма.

Старая описательная анатомия ставила перед собой один вопрос: как устроен организм? Она ограничивалась только описанием структуры, откуда и получила свое название. Она исследовала форму вне связи с функцией и не стремилась вскрывать законы развития организма, т. е. была метафизической[1]. Для старой описательной анатомии описание было целью. Для современной анатомии оно стало средством, одним из методов изучения структуры, одной из ее черт (описательная черта).

Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их, стремится выяснить не только, как устроен организм, но и почему он так устроен, каковы закономерности строения и развития организма, его органов и систем. Для ответа на этот второй вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма.

Диалектика в противоположность метафизике учит, что все в природе взаимосвязано. Также и живой организм человека есть целостная система. Поэтому анатомия изучает организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, не зависимую от окружающей среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования.

Диалектика в противоположность метафизике учит, что в природе все изменяется и развивается. Организм человека тоже не представляет собой нечто застывшее, отлитое в одну совершенно законченную форму, он постоянно изменяется от момента зарождения до момента смерти. Кроме того, человек как вид является продуктом длительной эволюции, обнаруживающим черты родственного сходства с животными формами. Поэтому анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью:

1. Изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животных — филогенез (ph?lon — род, g?nesis — развитие). Для изучения филогенеза используются данные сравнительной анатомии, которая сопоставляет строение различных животных и человека. Кроме сравнительной анатомии, являющейся описательной наукой, учитываются принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движущие силы эволюции и структурные изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей его среды.

2. Исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества — антропогенез (?nthropos — человек). Для этого используются, кроме сравнительной и эволюционной морфологии, преимущественно данные антропологии — науки о человеке.

Антропология изучает естественную историю человека и его физическую природу с учетом исторического развития общественной группы, к которой конкретно он принадлежит, и ведущей роли труда в процессе антропогенеза.

3. Рассматривается процесс развития индивида — онтогенез (?nthos — особь) в течение всей его жизни: утробной, эмбриональной (эмбриогенез), внеутробной, постэмбриональной, или постнатальной (post — после, n?tus — рожденный), от рождения до момента смерти. С этой целью используются данные эмбриологии (?mbryon — зародыш) и так называемой возрастной анатомии. Последний период онтогенеза — старение — составляет объект геронтологии — науки о старости (греч. geron, g?rontos — старик).

Учитываются также индивидуальные и половые различия формы, строения и положения тела и составляющих его органов, а также их топографическое взаимоотношение.

В результате анатомия изучает организм человека как целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних условий на протяжении всей его эволюции. Такое изучение строения человеческого организма составляет эволюционную черту анатомии.

Диалектический материализм учит также, что форма и функция находятся в единстве и взаимно обусловливают друг друга. В организме нет структур, не выполняющих какую-либо функцию, так же как нет функций, не связанных с какой-либо структурой. Каждый орган является в значительной степени продуктом той работы, которая им совершается. Поэтому анатомия изучает строение организма и его отдельных частей, органов в неразрывной связи с их функцией, что составляет функциональную черту ее.

Все изучение анатомии человека является не самоцелью, а основано на принципе единства теории и практики и служит целям медицины, а также физической культуры (прикладная черта).

Описательная, эволюционная и функциональная черты являются разными сторонами единой анатомии. Главнейшей чертой советской анатомии является ее действенность, т. е. не пассивное созерцание и описание строения организма (как учит созерцательный материализм Фейербаха), а стремление вскрыть закономерности строения и развития организма и овладеть этими закономерностями с целью воздействия на человеческий организм в направлении, необходимом для благоприятного и гармоничного развития человека — строителя коммунистического общества.

Л. Фейербах указывал, что при изучении природы достаточно наблюдать ее, пассивно созерцать, не вмешиваясь в нее, и описывать, ограничиваясь описательным характером науки.

К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе», критикуя его, писал:

«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»

(Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 4).

Из этих слов К. Маркса вытекает, что всякая наука должна решать 3 задачи: описывать, объяснять и управлять.

Анатомия как наука накапливает факты и описывает их (описательная черта), эволюционная и функциональная черты ее дают возможность объяснять эти факты и устанавливать закономерности структуры, а действенность анатомии способствует овладению вскрытыми закономерностями для управления организмом. В итоге анатомия может решать все 3 указанные задачи и потому является наукой с большими перспективами.

В силу обширности материала и трудности изучения целостного организма последний сначала рассматривается по системам, отчего анатомия получает также название систематической. Рассматривая организм по системам, мы искусственно расчленяем его на части, пользуясь аналитическим методом. Но в живом организме отдельные части и элементы построения тела (системы, органы, ткани и т. п.) существуют не изолированно, а взаимодействуя друг с другом в своем возникновении, развитии и жизнедеятельности и оказывают друг на друга формообразующее влияние.

Поэтому для понимания организма в целом необходимо пользоваться также и методом синтеза. Синтез анатомических знаний проводится в процессе всего прохождения курса анатомии путем вскрытия связи строения органа с функцией и изучения структуры в аспекте ее развития под влиянием внешних и внутренних факторов. При этом обращается внимание на взаимоотношение их между собой и особенно с нервной системой, объединяющей организм в единое целое (см. «Синтез анатомических данных»).

Кроме систематической анатомии, существует топографическая анатомия, рассматривающая пространственное соотношение органов в различных областях тела и имеющая непосредственное прикладное значение для клиники, особенно для практической хирургии, отчего ее называют также хирургической анатомией.

В институтах физкультуры обращается особое внимание на функциональную анатомию опорно двигательного аппарата, которая исследует не только строение, но и динамику движений, и потому обозначается как динамическая анатомия. Прикладная анатомия для художников и скульпторов изучает только внешние формы и пропорции тела и называется пластической анатомией. Отмеченные виды анатомии отличаются разным подходом к изучению тела человека, которое может исследоваться как на мертвом, так и на живом, — анатомия живого человека. Последняя особенно необходима врачу, который имеет дело с живым человеком. Ее успехи связаны с прогрессирующим развитием рентгенологических методов исследования, позволяющих видеть почти все органы и системы живого человеческого организма, что составляет неотъемлемую часть современной анатомии, именуемую рентгеноанатомией. Все эти разновидности анатомической науки представляют разные аспекты единой анатомии человека.

Существующие в целом организме связи могут быть вскрыты только при сопоставлении данных анатомии с данными другихсопредельных дисциплин.

Человек является высшим продуктом развития живой материи. Поэтому, чтобы понять его строение, необходимо пользоваться данными биологии как науки о законах возникновения и развития живой природы. Как человек является частью живой природы, так и наука, изучающая его строение, т. е. анатомия, является частью биологии.

Для понимания строения организма с точки зрения связи формы и функции анатомия пользуется данными физиологии — науки о жизнедеятельности организма. «Морфологические и физиологические явления, форма и функция обусловливают взаимно друг друга» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 620).

Анатомия и физиология рассматривают один и тот же объект — структуру живого, но с разных позиций: анатомия — с точки зрения формы, организации живого, а физиология — с точки зрения функции, процессов в живом.

Таковы взаимоотношения этих двух родственных дисциплин, которые являются альфой и омегой медицинских знаний.

Сама анатомия изучает не только внешнюю, но и внутреннюю форму, структуру органов с помощью микроскопа — микроскопическая анатомия. Здесь анатомия тесно связана с наукой о тканях — гистологией (hyst?s, греч. — ткань), которая изучает закономерности строения и развития тканей, а также с наукой о клетке — цитологией (c?tos, греч. — клетка), исследующей закономерности строения, развития и деятельности различных клеток, составляющих ткани и органы.

С изобретением электронного микроскопа возникла возможность исследовать субмикроскопическис структуры и даже молекулы живой материи, являющиеся одновременно объектом изучения химии. На стыке цитологии и химии развилась новая наука — цитохимия. В результате в настоящее время строение человеческого организма изучается, как говорят, на разных уровнях:

1) на уровне систем органов и органов:

а) невооруженным глазом;

б) с помощью лупы;

2) на уровне тканей:

а) с помощью стереоскопического микроскопа (гистотопография);

б) с помощью микроскопа (гистология);

3) на уровне клеток (цитология):

а) с помощью светового микроскопа;

б) с помощью электронного микроскопа;

4) на уровне молекул живой материи:

а) с помощью электронного микроскопа.

Таково современное деление анатомии, гистологии и цитологии по уровням и технике исследования.

Анатомия, гистология, цитология и эмбриология вместе составляют общую науку о форме, строении и развитии организма, называемую морфологией (morph? — форма).

Добавить комментарий